Рита Маккола и Ханна Кокконен
В 1945 году можно увидеть настоящий поворотный пункт финской истории. Вторая мировая война и вместе с ней Советско-финская война подошли к концу. Финляндия получила помощь от гитлеровской Германии, но также воевала на её стороне в течение войны. (Большинство историков пришло к заключению, что Финляндия действительно была своеобразным союзником Германии, но всё же некоторые это отрицают и говорят, что Финляндия сражалась в своей собственной войне против Советского союза).
Финляндия проиграла войну, и мирное соглашение, заключённое с Советским союзом, включало ряд обязательств, среди которых – территориальные аннексии, включавшие приблизительно одну десятую от территории страны. Около 400 тыс. человек бежали в Финляндию с отобранных территорий Карелии, Саллы и Печенги, всех этих переселенцев необходимо было поселить.
Финляндия должна была также возместить Советскому союзу тяжёлые репарации, но с другой стороны оказалось, что эти репарации пошли на благо финской промышленности, особенно тяжёлой. После войны финская индустриализация сдвинулась с места, что привело к довольно быстрому подъёму уровня благосостояния и стандартов жизни.
В некотором отношении, Финляндия выиграла войну, поскольку была способна противостоять оккупации Советского союза и отстоять собственную независимость. Население Финляндии сообща воевало против общего врага, поэтому война помогла излечить раны, которые в обществе оставила гражданская война 1918 г. Уже перед войной Финляндия начала строить государство всеобщего благосостояния скандинавского типа и, благодаря растущему процветанию, могла продолжить этот путь и после войны.
Можно сказать, что Финляндия и финны в целом, наконец, доказали, что они победили в 1945, поскольку Финляндия осталась независимой и была способна увеличить стандарты жизни своих граждан. С другой стороны, финскую демократию периода Холодной войны вряд ли можно назвать триумфальной, – свобода действия в Финляндии была ограничена, особенно в области иностранных дел. (Например, Финляндия была вынуждена отказаться от Плана Маршалла, чтобы тем самым не становиться в оппозицию Советскому Союзу). С приходом хороших отношений с Востоком, прежде всего, стиль правления в Финляндии не всегда был таким прозрачным, как этого бы хотелось, а самоцензура в медиа в паре с негативом, ассоциирующимся с Советским Союзом, породили целый новый концепт – «финляндизация». Но несмотря на финско-советский пакт о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи – а возможно, и благодаря ему – Финляндия смогла подтвердить свою нейтральность и начала предпринимать шаги, направленные на интеграцию с Западом: она вступила в ООН в 1955 и заключила ряд соглашений с Европейским экономическим сообществом в 1973. В некотором отношении, в этих событиях тоже можно увидеть поворотные точки финской истории.
Конечно, не каждого можно назвать победителем во время 1960-х и 1970-х, когда Финляндия проходила стремительные структурные изменения. Люди хлынули в большие и маленькие города, и отток населения из сельских областей создал проблемы, ощутимые до сих пор. Но в целом, развитие общества всеобщего благосостояния, и особенно развитие системы финской средней школы с 1970-х принесло позитивные изменения в жизни многих людей.
В 1989 г. случился новый поворот в финской истории. Это год падения Берлинской стены, когда началась действительная дезинтеграция советского блока. Конец Холодной войны значил, что Финляндия становилась свободнее в своих действиях во внешней политике и вступила в Западные институции. В начале 1990-х Финляндия расторгла финско-советский пакт о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи и начала переговоры с Европейским союзом и Европейским экономическим союзом. В итоге, Финляндия вступила в ЕС в 1995.
Но распад СССР означал также и упадок торговли с Востоком, от которой Финляндия была очень зависима. Финляндия начала либерализацию своей экономики в конце 1980-х, и эти меры, вместе с территориальными изменениями торговых связей привели к тяжёлой депрессии, которая продолжалась несколько лет. Многие простые финны потеряли практически всё, что они имели, а некоторые наиболее серьёзно пострадавшие до сих пор, в XXI веке, выплачивают свои долги. Только что построенное скандинавское общество всеобщего благосостояния встретило свой первый серьёзный кризис, и его фундамент частично пошатнулся.
Ещё раз – было бы ошибочным утверждать, что каждый финн выиграл в 1989 г. В целом, членство в ЕС стало благим делом для экономики страны, а также для финских потребителей, но до сих пор есть те, кто проиграл в этой игре. Более соревновательная среда была слишком сложной для людей с низким образованием, и расстояние между имущими и неимущими увеличилось.