Тюрьма как памятник

О двух политических тюрьмах бывшего СССР, преобразованных в мемориальные музеи
28 апреля 2021

В России до сих пор действуют некоторые тюрьмы, построенные еще в царские времена. А на постсоветском пространстве советские тюрьмы зачастую превращают в памятники. Рассказываем о двух тюрьмах в Эстонии и Украине, где раньше содержались политзаключенные, а сейчас размещаются мемориальные музеи, посвященные памяти жертв оккупационных режимов.

В Эстонии недавно завершился конкурс проектов Международного музея памяти жертв коммунизма, который откроется в Таллине в стенах бывшей Батарейной тюрьмы. До сих пор там размещалась временная экспозиция.

Для эстонцев Батарейная тюрьма (или Батареи, эст. Patarei vangla), расположенная в районе Каламая на берегу Таллинского залива, – один из самых ярких символов советского и нацистского политического террора. Согласно оценкам историков, за время только советской оккупации в Эстонии по политическим мотивам были осуждены и отправлены в заключение 45 тысяч граждан и жителей республики. Большая часть из них прошла Батареи.

Таллинская Батарейная тюрьма
Фото: Wikimedia

Самая мрачная достопримечательность Балтики

Изначально Батарейная тюрьма строилась как часть оборонительной системы Петербурга, тогдашней столицы Российской империи, в состав которой Эстония входила в 1710–1918 гг. Военно-морская крепость была открыта в 1840 году, однако в войне фактически не участвовала. Уже в 1858-м Таллинн был исключен из списка сухопутных укреплений Российской империи, и крепость стала использоваться как солдатские казармы.

В 1920 году, после провозглашения первой Эстонской Республики, здесь открылась Таллинская центральная тюрьма. Тюремная функция стала основным назначением комплекса до 2002 года.

Фото: Wikimedia

С началом советской оккупации в 1940 году Батарейная тюрьма превратилась в крупнейший центр временного содержания политических заключенных в Эстонии. Из нее заключенных отправляли в тюремные лагеря или на расстрел. В 1940–1941 годы в Батарею была заключена большая часть ведущих деятелей Эстонской Республики, а также все те, кто был арестован из-за политических убеждений. С началом войны между СССР и Германией большинство заключенных были эвакуированы в советские лагеря в Сибири.

Во время немецкой оккупации Батареи использовала как тюрьму нацистская Германия. С лета 1942 года тюрьма стала официально называться Трудовым и воспитательным лагерем № 1. Сюда свозили евреев из Германии, Чехии и Франции. За годы оккупации в подвале Батарейной тюрьмы было расстреляно больше 200 евреев.

В послевоенное время здесь располагалась тюрьма для подследственных МВД Эстонской ССР. В тюрьму были помещены тысячи арестованных по политическим мотивам. В позднесоветский период в тюрьме содержались как политические, так и уголовные преступники.

В 2002 году тюрьму закрыли.

После закрытия в полузаброшенном тюремном здании проводились самодеятельные экскурсии. Вот что запомнил один из экскурсантов: «В 1980 г., когда в Таллине проходила олимпийская регата, окна тюрьмы, выходившие на море, заколотили досками, чтобы заключенные не могли кричать иностранным судам. Докричаться они все равно бы не смогли, т.к. суда проходили далеко, но советская власть решила подстраховаться. Олимпиада закончилась, а многие окна так и остались забитыми, лишив людей на годы света».

Окно Батарейной тюрьмы
Фото: Wikimedia

Символ несвободы станет символом надежды

Впервые идея сделать в Батарейной тюрьме музей появилась в 1989 году. Но полноценный старт был дан проекту только через 20 лет. В 2018 году по инициативе правительства Эстонии и Эстонского института памяти началась подготовка к созданию Музея преступлений коммунизма и международного исследовательского центра. Пока в восточном крыле тюрьмы открылась экспозиция, которая работает только в летнее время. За два сезона (в том числе в ковидный 2020-й год) экспозицию успели посетить более 55 тысяч человек со всего мира.

Уже второй год подряд вечером 25 марта Батарейная тюрьма окрашивается в красный цвет. А на ее стены проецируются огромные цифры – «1949» и «>20 000». Так в республике отмечают годовщину мартовской депортации 1949 года и число ее жертв. Эта инсталляция – еще одна часть эстонской «политики памяти».

25 марта в Эстонии вспоминают жертв депортации 1949-го. Стены Батарейной тюрьмы в этот день окрашены в красный
Фото: postimees.ee

Международный музей, который предполагается открыть в бывшем тюремном комплексе, ставит своей задачей рассказывать о преступлениях тоталитарных режимов в Эстонии и по всему миру и сохранять память об их жертвах. «Адресатом» этого послания должна стать как эстонская, так и международная аудитория.

Оформление экспозиции музея станет крупнейшим музейным проектом в Эстонии в ближайшее десятилетие. По словам руководителя проекта будущего музея Отта Сарапуу, для архитекторов большая честь и ответственность участвовать в этом процессе.

«Тема деликатная и глубокая, а значит, нужны современные визуальные решения с переданными смыслами. Дневной свет, проникающий в темницу через узкие окна батареи в малом количестве, стал для нас оформлением мемориального музея, – рассказал Отт Сарапуу в интервью газете Postimees. – Преступления, совершенные в морской крепости, и судьбы людей долгое время были скрыты, и создаваемый музей предпринимает шаги, чтобы раскрыть эти истории и людей. Вот почему основная идея – использовать свет и тень. Для пленника свет символизирует свободу, а солнечные лучи, падающие в тюремную камеру через окно – символ надежды».

Проект будущего музея

За постсоветские годы в Эстонской Республике многое сделано для сохранения памяти о трагедиях двадцатого века – в Таллине открыт Музей оккупации и свободы, появились мемориалы жертвам репрессий в больших и маленьких городах, есть электронная база данных, ведется работа с семейными архивами, проходят исторические конкурсы для школьников.

Будущий музей в Батарейной тюрьме – продолжение этой работы. По замыслу организаторов, Музей преступлений коммунизма должен стать крупнейшим в мире исследовательским центром, наиболее полно и целостно рассматривающим преступления тоталитарных режимов.

Мемориальные музеи в тюрьмах, где раньше содержались политзаключенные, существуют и в других республиках бывшего Советского Союза. Один из них – Национальный музей-мемориал жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого» во Львове, крупнейший на постсоветском пространстве музей истории политических репрессий.

Тюрьма – памятник трем оккупациям

Музей «Тюрьма на Лонцкого» во Львове был задуман как памятник политических репрессий трех оккупационных режимов – польского, советского и немецкого. Он стал первым музеем на территории Украины, созданным из тюрьмы.

Музей «Тюрьма на Лонцкого» во Львове

Построенная польской властью в 1919–23 годах, тюрьма на улице Лонцкого изначально считалась тюрьмой для обычных преступников. В польский период (1918–1939) в ней содержались украинские националисты, участники ОУН и прочие противники польской власти. Именно здесь находились Степан Бандера и другие оуновцы.

В 1939 году, после раздела Польши и перехода Львова и всей западной части Украины к СССР, тюрьма стала центральной на Западной Украине. В ней располагался следственный изолятор НКВД. Летом 1941 года, за день до отступления Красной Армии и захвата Львова войсками вермахта, было принято решение расстрелять большую часть украинских националистов, содержавшихся в тюрьме. 25–27 июня 1941 года здесь произошел самый массовый расстрел в истории советских тюрем. Согласно докладной записке начальника тюремного отделения НКВД по Львовской области лейтенанта Лермана, в эти дни в тюрьме были расстреляны 924 человека. По данным, которые приводит Арсений Рогинский, расстрелянных было намного больше, около 1700.

Во время немецкой оккупации, в 1941–1944 годах, в здании располагалась следственная тюрьма гестапо, где содержались и деятели украинского освободительного движения, и евреи, и коммунисты.

Немцы, в отличие от своих предшественников, проводили расстрелы не в подвалах здания, а на тюремном дворе. Тюремный плац был выложен надгробными плитами с могил старейшего еврейского кладбища Львова.

В 1944–1991 годах здесь была советская тюрьма, через которую прошли многие украинские диссиденты, включая Вячеслава Черновола и Ирину Калинец. С 1991 года в здании размещалось МВД Украины.

О масштабах пребывания здесь заключенных можно судить по тому, что в архиве СБУ сохранилось 80 тысяч дел. По мнению украинского историка и директора музея Руслана Забилого, через эту тюрьму прошли более 100 тысяч репрессированных.

Независимая Украина долго шла к открытию в тюрьме музея. Его создание стало возможным благодаря широкому общественному движению, поддержанному государственными структурами.

Памятный крест во дворе тюрьмы

Весной 2006 года по инициативе общественности и управления Службы безопасности Украины во дворе тюрьмы был установлен памятный крест, а помещение тюрьмы впервые открыто для журналистов.

Официально тюрьма стала музеем в 2009 году. Среди создателей музея «Тюрьма на Лонцкого» – Служба безопасности Украины, Центр исследований освободительного движения, Львовская обладминистрация, депутаты горсовета и общественные деятели.

В том же 2009 году музей получил статус национального и был передан Министерству культуры Украины. С 2010 года он перешел под юрисдикцию Института национальной памяти.

За время работы музея его сотрудники записали на аудио и видео десятки воспоминаний бывших узников тюрьмы, собрали тысячи документов, связанных с повстанческим и диссидентским движением в Украине.

Экскурсия по музею
Фото Юлии Каденко

К 70-й годовщине массовых расстрелов в «Тюрьме на Лонцкого» музей обустроил в бывшей расстрельной «народный мемориал» – специальное помещение, где каждый желающий сможет оставить память о родственниках, ставших жертвами тоталитарных режимов. Это может быть фотография или просто ленточка с именем и фамилией человека, памятью о котором хочется поделиться. Проект «Народный мемориал» открыт для всех, кто хочет, чтобы в музее было упоминание об их родственниках.

Кабинет, где проводились допросы

За годы своего существования музей стал важной общественной площадкой, где осуществляется связь памяти о прошлом и движения к будущему независимой Украины. Здесь проводятся культурные форумы, встречи с историками, общественные дискуссии, которые являются и важной частью «политики памяти», и площадкой для обсуждения механизмов построения демократического правового государства, где было бы невозможно возвращение к тоталитарным практикам, к обществу бесправия и несвободы.

Бывшие политзаключенные Арсений Рогинский (Россия), Адам Михник (Польша) и директор музея Руслан Забилый в бывшем тюремном дворе

Фото Юлии Каденко

Руслан Забилый и Арсений Рогинский в музее «Тюрьма на Лонцкого». Львовский форум

Фото Алисы Андреевой

Открывающиеся в бывших советских республиках музеи-мемориалы жертв оккупационных режимов по-своему обращаются к каждому вне зависимости от места жительства, происхождения и родного языка. Они предупреждают об опасности тоталитарных режимов и напоминают о ценности человеческого достоинства и свободы.

Мы советуем
28 апреля 2021