Октябрь 2011 г. отмечен громкими новостями из-за рубежа — в Америке ширится движение «Occupy Wall Street», в Ливии был арестован и убит Каддафи, а на Украине, наконец, вынесен приговор по громкому делу Юлии Тимошенко. В Швеции раздают Нобелевские премии, а в Турции происходит одно из мощных землетрясений. В России в начале месяца все обсуждают смерть юриста «ЮКОСа» Василия Алексаняна, затем — фразу Рамзана Кадырова о поступающих в Чечню «деньгах от Аллаха» и выход сборной на футбольный чемпионат Европы. Большой резонанс в прессе получила история, произошедшая во Владивостоке: из-за неоплаченных министерством обороны долгов был временно отключен вечный огонь. Покушение на память воинов-победителей стало причиной громкого скандала.
О памяти «непобедителей» — репрессированных при Сталине советских граждан и других жертв советского режима — рассказывает на материале октябрьских новостей «Мониторинга исторической политики» редактор сайта «Уроки истории» Юлия Черникова.
Октябрь — время памяти жертв: как вспоминают сегодня о «негероях»
Российская историческая политика в большой степени циклична: она строится вокруг памятных дат, доставшихся современной России в наследство от XX века. Советский режим нуждался в новых юбилеях и организованных вокруг них ритуалах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подбор этих юбилейных дат был тесно связан с «памятью победителей». Одно из самых ярких выражений такого «позитивного» отношения к истории – государственный «ритуал» празднования «Дня Победы»; он сформировался в брежневскую эпоху и был реабилитирован в 2000-хСм., например, Дубин Б. Память, война, память о войне: конструирование прошлого в социальной практике последних десятилетий, Щербакова И. Победа вместо войны? Как складывалась память о войне в России (1945-2010 гг.).. Для торжеств 9 мая характерна тотальная подмена памяти о войне (а значит и о жертвах, о спорных вопросах политики СССР в начале Второй мировой войны, действиях советского командования, отношениях с союзниками и т.д.) памятью о Победе.
Следует отметить, что во многом эти традиции сохранились и в наши дни: яркий, почти анекдотический пример — инициатива московского префекта и руководителя городской комиссии по противодействию фальсификациям истории Владимира Зотова по созданию календаря, «в котором будут отмечены только оптимистические даты и праздники, связанные с историей нашей страны» (см.: urokiistorii.ru/1658). Однако в современной России совершаются попытки актуализации и иных дат в истории страны – непозитивных, «пессимистичных», трагических, не имеющих катарсиса и не разрешающихся героическим финалом, а также связанных с государственными преступлениями. Основываясь на материале мониторинга исторической политики, отметим сразу, что эти попытки явно даются всегда нелегко, а между событием и «покаянием» проходят зачастую многие десятилетия.
Так, например, лишь в апреле 2010 года, накануне 70-летия расстрела польских офицеров под Катынью, премьер-министр России Владимир Путин принёс официальные извинения перед Польшей за преступления сталинского режима (впервые официально об ответственности Сталина за решение о расстреле было объявлено в 1990 году). Впрочем, сама торжественная церемония, посвященная памятной дате, тогда не состоялась — в результате авиакатастрофы польская делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, направлявшаяся в Смоленск, погибла в полном составе. Осенью того же года заявление с признанием Катынской трагедии преступлением сталинского режима (несмотря на сопротивление со стороны КПРФ — см.: urokiistorii.ru/1965) приняла Государственная Дума. Примечательно при этом, что помимо заявлений и несостоявшейся церемонии дело о реабилитации поляков далеко не продвинулось: в ФСБ заявили, что юридической реабилитации не будет, т.к. для этого недостаточно документов (см.: urokiistorii.ru/2688); общество «Мемориал» не первый год судится с военной прокуратурой и органами власти по этому поводу, однако наталкивается на непреодолимые бюрократические препоны (см.: urokiistorii.ru/current/view/2010/16/katyn-pravo).
Другим примером правительственной и общественной активности вокруг «непозитивного» юбилея в рассматриваемый нами период могут служить практики поминовения в День жертв политических репрессий, 30 октября. В большой степени на них повлияло видео-обращение президента РФ Дмитрия Медведева о «недопустимости оправдания сталинских репрессий под видом восстановления исторической справедливости», размещенное в его блоге 30 октября 2009 года (см.: видео; текст). Это выступление возвратило тему репрессий в публичное поле, легитимировало официальные памятные мероприятия на региональных уровнях и сделало возможной разработку программы «десталинизации». Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» опубликовал Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ в марте 2011 года (см.: urokiistorii.ru/1766); впоследствии, впрочем, они неоднократно подвергались критике, связанной с дискуссией вокруг Сталина и «достижений» сталинского времени (см.: urokiistorii.ru/tag/destalinizatsiya; urokiistorii.ru/2467).
Памятные акции к 30 октября организует прокремлевское молодежное движение «Молодая гвардия». Однако вместо непосредственного обращения к памяти жертв, эти акции производят скорее впечатление полутеатральных, полуполитических инициатив (среди них – фотоконкурс «Политика глазами молодежи» в Краснодаре, возложение цветов к «соответствующему мемориалу» в Красноярском крае, «импровизированный ГУЛАГ» на площади Победы в Калининграде и др. См.: urokiistorii.ru/2519). Музейный комплекс со скульптурной композицией «Звенящая память» открывается в Кемеровской области; причём экскурсионная программа с элементами театральности предлагает посетителю пройти через контрольно-пропускной пункт, побывать в столовой, где «сотрудники музея познакомят посетителей с нормами питания и распорядком дня» зэка, а также посетить лесозаготовки и ощутить тяжесть труда заключенного (см.: urokiistorii.ru/2521).
Однако сам по себе факт появления темы сталинских репрессий и их жертв в публичном и политическом дискурсе не означает обращения к этой теме как к общему прошлому, требующему «проработки» и осмысления. Так, во многих случаях сохраняются умолчания (например, на открываемых мемориальных досках репрессии как причина смерти, часто не упоминаются вовсе — см.: urokiistorii.ru/1693, urokiistorii.ru/2249). Для тем, связанных с «десталинизацией», остается характерна болезненность и повышенная эмоциональность при обсуждении (см.: urokiistorii.ru/2197; urokiistorii.ru/2148; urokiistorii.ru/2123). Отдельной проблемой является отсутствие языка (в т.ч. нужной лексики и интонации) при упоминании жертв репрессий и обсуждении государственного террора (см., например: urokiistorii.ru/2522) — жанр публичных «негероических» выступлений совершенно не разработан. Оказывается, что власти часто просто не умеют говорить о негероическом прошлом и (парадоксальным образом) начинают использовать эпическую риторику и милитаристские формы поминовения, более привычные для мероприятий, посвященных героям Великой Отечественной войныЭто же касается, впрочем, не только темы жертв репрессий, но и темы жертв войн. В отношении Великой Отечественной войны – см., например, обстоятельства появления и торжественного открытия первого в России масштабного мемориального комплекса в память об убитых мирных жителях и уничтоженных деревнях («Хацунь» в Брянской области, см.: urokiistorii.ru/memory/place/2508). В отношении Афганской войны – см. новость об установлении «праздничной иллюминации» у памятника жертвам локальных войн в Самаре (urokiistorii.ru/3002).. Так, мэр Собянин «возлагает» цветы к мемориалу на Лубянской площади (см.: urokiistorii.ru/2522). Мероприятия в память о жертвах репрессий разрабатываются и утверждаются региональными организациями «по патриотическому воспитанию» (таким образом, например, был утвержден митинг в Тобольске — на заседании межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию — см.: urokiistorii.ru/2495). В школах Омской области накануне памятного дня проходят «уроки мужества», где вспоминают о трагических событиях прошлого столетия (см.: urokiistorii.ru/2522).
Сложившаяся ситуация, когда тема жертв репрессий подаётся через классические клише патриотического воспитания и отчётливо напоминает традиционные формы обращения к ветеранам, накладывает свой отпечаток и на разработку новых монументов. Так, в Белгороде памятник жертвам политических репрессий установили в парке Памяти, напротив мемориала горожанам, расстрелянным в годы немецко-фашистской оккупации. Надпись на памятнике содержала следующие слова: «Помни, родина, нас всех, кто погиб невинно. Будь милосердна и возврати нас из небытия» (см.: urokiistorii.ru/2533). В Нижнем Новгороде в память о репрессированных власти намерены в 2013 году возвести стелу (эта форма традиционна для увековечения погибших в ВОВ). Примечательно, что представители власти используют в заявлениях выражение «наши репрессированные» («Наши репрессированные имеют возможность получать 50%-ую скидку на коммунальные услуги… имеют право на улучшение здоровья», — см.: urokiistorii.ru/2535), что является калькой другого устойчивого выражения, распространенного в публичном дискурсе государственной исторической политики – «наши ветераны».
Оригинально оформлен соответствующий памятный день в Чечне – если для побед и позитивных дат места в календаре оказывается достаточно, то память об абстрактных жертвах (жертвах сразу всего) приурочили к одному дню. Бывшая дата, отсылающая к началу сталинской депортации чеченцев в 1944 году (23 февраля), отменена и перенесена на 10 мая — когда был похоронен убитый 9 мая 2004 года в результате теракта бывший глава Чечни Ахмат Кадыров. Новая дата подбиралась специально созданной комиссией и именуется теперь «Единый день памяти и скорби», напоминая сразу о нескольких исторических трагедиях: пожары в городах и селах, тюремные преследования великих устазов и алимов, сталинские депортации, две чеченские кампании. «Мы не ставим цель называть сегодня чьи-то имена. День памяти и скорби является поводом для того, чтобы вспомнить все жертвы трагедий, независимо от того, на каких позициях они стояли», — пояснил президент республики Рамзан Кадыров (см.: urokiistorii.ru/1586).
Затронем также и социальную составляющую исторической политики в отношении жертв репрессий. Несмотря на то, что президент Медведев неоднократно заявлял о своём согласии с большинством положений программы «Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении» (в которой в том числе подчеркивалась необходимость поддерживать ныне живущих жертв государственного террора), законодательная политика движется в обратном направлении. В ноябре 2011 года была отменена третья часть статьи 16 закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий», гарантировавшая «софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год» (см.: urokiistorii.ru/2862). Таким образом, социальная политика определенно противоречит (или, по крайней мере, не согласуется) с публичными заявлениями по этой теме. Региональная социальная поддержка сильно различается в разных областях России. Так, в Нижнем Новгороде жертвам репрессий делаются ежемесячные и ежегодные выплаты, предоставляются льготы при покупке проездных билетов и при оплате коммунальных услуг (50% – см.: urokiistorii.ru/2535). В Кемерове в 2011 году реабилитированным и признанным пострадавшими от политических репрессий выдали единовременную материальную помощь в размере 3 тысяч рублей. Пострадавшие от репрессий в Тюменской области также получили единовременную помощь, но в гораздо меньшем, едва ли корректном размере (500 рублей). В Рыбинском районе Ярославской области, где сейчас живут 37 реабилитированных, поддержка символическая: сотрудники администрации выезжают на места жительства реабилитированных граждан, где вручают им «благодарственные письма от главы Рыбинского района» (!) и памятные подарки (см.: urokiistorii.ru/2522).
Своего рода полной противоположностью федеральным и региональным официальным инициативам является практика поминовения Дня жертв политических репрессий общественными организациями (общество «Мемориал», «Архнадзор» и др.). В этом случае память о жертвах обретает приближенные к жизни, не монументальные, а человеческие, личные формы. Так, «Мемориал» с 2007 года приглашает прохожих принять участие в акции «Возвращение имен» в Москве у Соловецкого камня на Лубянке. 29 октября, накануне памятной даты, любой желающий (прохожий или специально приехавший на акцию человек) может зачитать несколько имен и коротких биографических справок о расстрелянных в Москве в 1937-1938 гг. Обычно чтобы это сделать, приходится отстоять в живой очереди, слушая, как зачитываются списки. Активисты «Архнадзора» в этот же день в 2011 г. расклеили на московских домах бумажные мемориальные таблички, напоминая жителям, сколько их соседей в прошлом ушли и не вернулись в те же, 1930-е, годы (см.: urokiistorii.ru/2531).
Указатель новостей за октябрь 2011 г.
Вандализм и протесты:
urokiistorii.ru/2418; urokiistorii.ru/2417; urokiistorii.ru/2412; urokiistorii.ru/2436; urokiistorii.ru/2461; urokiistorii.ru/2479; urokiistorii.ru/2481; urokiistorii.ru/2510.
День памяти жертв политических репрессий (памятники, митинги, инициативы):
urokiistorii.ru/2434; urokiistorii.ru/2445; urokiistorii.ru/2469; urokiistorii.ru/2468; urokiistorii.ru/2477; urokiistorii.ru/2495; urokiistorii.ru/2497; urokiistorii.ru/2521; urokiistorii.ru/2519; urokiistorii.ru/2518; urokiistorii.ru/2522; urokiistorii.ru/2535; urokiistorii.ru/2533; urokiistorii.ru/2531.
Память о военном прошлом:
- Отечественная война 1812 г.: urokiistorii.ru/2413; urokiistorii.ru/2431; urokiistorii.ru/2443; urokiistorii.ru/2459; urokiistorii.ru/2525.
- Великая Отечественная война: urokiistorii.ru/2411; urokiistorii.ru/2419; urokiistorii.ru/2425; urokiistorii.ru/2430; urokiistorii.ru/2482; urokiistorii.ru/2509; urokiistorii.ru/2520; urokiistorii.ru/2499; urokiistorii.ru/2498; urokiistorii.ru/2494; urokiistorii.ru/2470; urokiistorii.ru/2502 («Дети войны» ).
- другое: urokiistorii.ru/2410; urokiistorii.ru/2475; urokiistorii.ru/2489; urokiistorii.ru/2505; urokiistorii.ru/2511.
Советские лидеры и партийная номенклатура:
urokiistorii.ru/2503; urokiistorii.ru/2532; urokiistorii.ru/2427; urokiistorii.ru/2429; urokiistorii.ru/2446; urokiistorii.ru/2478; urokiistorii.ru/2488.
Столыпин (юбилей):
urokiistorii.ru/2428; urokiistorii.ru/2442; urokiistorii.ru/2460.
Историк Супрун («дело Супруна):
urokiistorii.ru/2435; urokiistorii.ru/2483.
Школы, воспитательная и патриотическая работа: