Редакционная историческая политика: мемориальные доски как продукт «войн правок»/ доклад на non/fiction-2011

6 февраля 2012

Современная российская историческая политика в области мемориальных досок (изменение законодательства, появление новых, ремонт старых досок, дискуссии и конфликты в отношении дизайна и содержания и т.д.) – одна из тем ежедневного мониторинга.  Ниже тезисно публикуется сообщение, сделанное на на ярмарке интеллектуальной литературы Non-Fiction (декабрь, 2011 г.), в рамках обсуждения проекта «Мониторинг исторической политики». Здесь собраны наблюдения за период апрель 2011 – декабрь 2011 и сделаны некоторые обобщения.

Источник: см. сообщения по теме «мемориальная доска»

Чем интересна мемориальная доска – это краткое словесное выражение памяти о человеке – кто он, почему мы его должны помнить, зачем это следует помнить, и, в конечном счете, кто такие «мы». Важно, что это высказывание о прошлом предназначено для обычного публичного городского пространства.

Общность «мы», т.е. нашу идентичность создает, в том числе, и память. Память, представленная «в этом доме жила ветеран ВОВ» или «в этом доме жил видный советский партийный деятель», это клей сомнительной вязкости. Неслучайно это высказывание часто направлено не на «нас» (мы о себе), а на «других», например, на «молодежь».

Мемориальное пространство города неоднородно. Есть центр, есть периферия. К центру относятся – площади, улицы города (не обязательно центральные), фасады домов, парки и скверы, надписи на памятниках (независимо от того, где расположены памятники с точки зрения доступности). К периферии относятся дворы учреждений (архивов, школ). Вокруг досок существует поле напряжения – например, нередко, устраиваются акции.

Высказывание о прошлом. Доски выделяют (или, как будет видно, не выделяют, имитируют, что выделяют) некоторые места в городе, а главное проговаривают некоторое сообщение о прошлом. Слова всегда должны быть согласованы с местной властью – высказывание наделяется статусом конечного, объективного, верного высказывания о прошломОтметим, что доски просто так не установишь – это большая бюрократическая система, связанная с местным законодательством, а также с местной властью.  Например, история с доской казакам – urokiistorii.ru/1757 и urokiistorii.ru/1684. Больше двух лет пытается установить мемориальную доску в Ессентуках в память о 17 героях-казаках, награжденных в Первую мировую четырьмя георгиевскими крестами, 83-летний житель города. Документы собраны, разрешение от администрации получено, доска с фамилиями изготовлена за свой счет, но  Совет города сначала решил, что нужно еще согласие реестровых казаков – те против, потом сочли, что нужны отчества,  а потом совет атаманов заявил, что «размещать ещё одну мемориальную доску на Казачьей площади нецелесообразно». Пенсионер по этому поводу устраивал голодовку. Отсюда специфика высказываний о прошлом на мемориальных досках:

  • высказывания о позитивном, героическом, славном прошлом («военно-патриотические» цели) – различные герои (герои Советского Соза, «ветераны» – ВОВ, Афганская, Чеченская войны, 1812 г. – Суворов)Доски героям устанавливаются при возможности и за границей.  Так,  в итальянском городке Ломелло прошел молодежный велопробег по пути следования итальянской миссии Суворова, а также были открыты бюст полководцу, мемориальная доска и выставка (urokiistorii.ru/1736). «Даже у нас не так много известно об этом (итальянском) походе Суворова, а в Европе сейчас вообще не очень модно говорить о России в положительном смысле, и уж тем более о том, что суворовская армия способствовала независимости Италии. Вообще говоря, даже святой папский престол сохранился благодаря этому походу», – заявил на торжественной церемонии открытия памятника в Ломелло председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, организовавших Суворовские дни в Италии, президент ОАО РЖД Владимир Якунин.

При этом в топографии городов пространство неоднородно – есть центр и периферия. Этому разделению соответствует и дифференциация памяти о прошлом – о более и менее важном. Центр – это улицы (не только центральные), площади, скверы, фасады зданий. Здесь – память о ВОВ, официальные доски (urokiistorii.ru/2191). Периферия – например, стены школ. Здесь часто находят себе место доски в память о погибших солдатах Чеченских и Афганской войн («Другая война»).

Любопытно, однако, что на официальном уровне (на уровне региональной власти, например), ветераны «других войн» считаются наследниками дела ветеранов ВОВ:

«Всё меньше становится участников Великой Отечественной войны, но знамя памяти из их слабеющих рук приняли ветераны новой, не менее драматичной, истории России. Они сами не понаслышке знают о боях, о свистящих пулях и рвущихся снарядах, помнят друзей, которые уходили из жизни такими молодыми! Поэтому уроки мужества, проводимые в школах и библиотеках, – уже привычная составляющая их кропотливой деятельности, направленной на увековечение памяти уроженцев камышинской земли, воспитания юных поколений» (urokiistorii.ru/2359).

  • высказывания о «проверенных» людях: исторических фигурах (особенно к памятным датам) – Столыпин, Гагарин, Солженицын, культурных деятелях (прежде всего, писателях), а также «выдающихся советских партийных деятелях» – секретарях обкомов (urokiistorii.ru/2532, urokiistorii.ru/2427, urokiistorii.ru/2004). Доски обычно устанавливаются к памятным датам.

Часто с установкой досок связаны курьезные случаи: например, доска в Санкт-Петербурге на заводе, где Гагарин проходил практику как слесарь urokiistorii.ru/1702 или доска в Уфе urokiistorii.ru/2664, где «известный русский писатель Довлатов» жил с 1941 по 1944 гг. (случайно родившись в Уфе – в эвакуации) или «памятные космические уголки» в Чувашии urokiistorii.ru/2337 – президент республики Михаил Игнатьев о третьем космонавте Андрияне Николаеве (которому в сентябре 2011 года установили второй памятник в Чебоксарах): «Национальный герой Чувашии, на примере которого учится молодежь».

  • пустые (имитационные) высказывания – «В этом доме жил ветеран; Честь, верность, долг». Зачастую это сопровождается имитационной общественной активностью: инициативные «ребята» решили установить доску ветерану, им помогли старшие товарищи из «Молодой гвардии» и депутаты «Единой России», все довольны – к доске будут устраивать экскурсии, а она сама будет воспитывать молодежь urokiistorii.ru/2606. Хотя замысел может формулироваться на уровне микроистории (желание установить доску «простой медсестре»), на деле это зачастую сводится к назывным, ничего не говорящим доскам.
  • умолчания, пробелы в высказываниях

Например, на досках репрессированным людям о репрессиях не говорится. Так, в марте в центре Москвы открыли мемориальную доску поэту Павлу Васильеву (urokiistorii.ru/1693): его расстреляли в 1937 г. по сфабрикованному обвинению в намерении убить Сталина. О трех арестах, репрессии и расстреле не упомянуто. На доске расположено бронзовое изваяние головы поэта и надпись: «Поэт Павел Николаевич Васильев жил в этом доме в 1936-1937 годах».

Аналогичная история с мемориальной доской репрессированному Турару Рыскулову на Покровской бульваре, установленной «в знак российско-казахской дружбы» (urokiistorii.ru/2249). Инициатива и финансирование – казахская сторона (посольство). На мемориальной доске расположен барельефный портрет Рыскулова на фоне карты РСФСР, о трагической судьбе Рыскулова (репрессии, расстреле и реабилитации) ничего не сообщается. Надпись гласит: «Турар Рыскулов (1894-1938). Видный государственный деятель Казахстана и России, заместитель председателя Совнаркома РСФСР. Жил в этом доме с 1931 по 1934 г.»

  • точечные внеконтекстуальные высказывания

В досках отражаются сложные наложения исторической памяти. В формулировках, ставших следствием этого наложения, появляется в результате, с одной стороны, большое зашумление повода, а с другой стороны,  беспомощная предельная предельная конкретность, оторванная от всякого контекста – т.к. оказывается невозможно точно сформулировать исторический повод, память о чем?. Примеры:

а) в сквере Самары установлен памятный знак – сквер «памяти парада 7 ноября 1941 года в Куйбышеве» (urokiistorii.ru/2494). Это решение городской топонимической комиссии, логика обсуждения: сквер парада 7 ноября 1941 г. → сквер имени или памяти парада → сквер «памяти парада 7 ноября 1941 года в Куйбышеве». Про революцию 1917 (в честь которой был парад) речи нет вообще.

б) на фасаде школы в Калуге установлена доска о посещении Калуги Николаем II в 1904 г. (urokiistorii.ru/1733). Тогда школы не было, а был луг, на котором император лично настраивал солдат на победу в русско-японской войне. Николай II был единственным главой государства, посетившем Калугу в XX в. В 1904 г. императора и его родственников приветствовали музыкой, поэтому на открытие мемориальной доски тоже решили пригласить оркестр. Воссоздать атмосферу прошлого помогли краеведы. По словам историков, во время смотра Николай II лично дарил каждому воину иконку. На открытии доски решили традицию продолжить. Тем школьникам, которые отличились на историко-краеведческих турнирах, вручили икону царских страстотерпцев. Открытие досок прошло в рамках празднования 400-летия Дома Романовых.

  • конкуренция формулировок (с одной стороны, обычно, инициативная группа, с другой – местная власть). ПримерыПодобные ситуации происходят и на постсоветском пространстве. Так, случился новый скандал с эстонским «Бронзовым солдатом»: его переименовали из «Освободителя» в «Оккупанта» ( urokiistorii.ru/1677). Новый стенд установили на Воинском кладбище в Таллине. Памятник «Павшим во Второй мировой войне» («Бронзовый солдат») теперь называется «Монумент воинам советской армии, оккупировавшим 22 сентября 1944 года Таллин». Таллинское общество ветеранов Второй мировой войны уже подготовило  протест в Минобороны по поводу этого случая, а Посольство России в Эстонии в адрес МИДа  отправило ноту. Напомним, что создание в России президентской комиссии по противодействию фальсификациям истории связано во многом именно с историей переноса «Бронзового солдата».:

а) Скандал по поводу надписи на памятнике депортированным немцам Поволжья в г. ЭнгельсМемориальные доски на памятниках, следуя логике символической топографии города, относятся к скорее «центральным», потому что являются, фактически, указанием, как следует читать памятник, который сам по себе все-таки остается художественным обобщением., причем памятник должен был быть установлен не в центре города, а во дворе архива (urokiistorii.ru/2279, urokiistorii.ru/2309). Когда памятник и надписи уже были сделаны (они прошли согласование с администрацией города Энгельса), приехал представитель правительства области. Любопытно при этом, что регионального финансирования установки памятника не было. Главное требование власти: в надписи «Российским немцам – жертвам репрессий в СССР» заменить «репрессии» на «депортации». Памятник в итоге все-таки был установлен, как и было задумано.

б) Скандал с катыньской мемориальной доской (urokiistorii.ru/1698). Российские власти заменили памятную доску на мемориальном камне, установленном на месте авиакатастрофы в Смоленске, в которой год назад погибла польская делегация, чтобы «не путать две трагедии». Текст на старой табличке гласил: «Президент Качиньский умер по пути на 70-ю годовщину советского геноцида в отношении военнопленных, офицеров польской армии» (доска была установлена польской стороной и «не согласована с областной администраций и органами городского самоуправления»). На новой же сказано: «Памяти 96 поляков во главе с президентом республики Польши Лехом Качинским, погибших в авиакатастрофе над Смоленском 10 апреля 2010 года». Старую доску готовы передать Варшаве в случае обращения, а пока ее отдали на хранение в музей памяти жертв политических репрессий «Катынь».

  • акционная активность вокруг досок отражает несогласие с формулировками о прошлом:

а)

установка символических досок репрессированным (urokiistorii.ru/2531). 29 октября, в канун Дня памяти жертв политических репрессий прошла совместная мемориальная акция «Архнадзора» и «Мемориала»: на стенах домов, жители которых пострадали от сталинских репрессий, были повешены самодельные мемориальные таблички

Контекст: напомним, что единственная настоящая мемориальная доска, посвященная расстрелянным москвичам – жителям дома, находится по адресу Маросейка, 13 строение 2. Ее установили в проездной арке еще в 1990-х годах жильцы старинного дома. На трехчастной табличке написано: «1937-1952. Всем, кто жил в этом доме. Ушел и не вернулся. 1941-1945»

.

б) установка символической доски Сталину (urokiistorii.ru/1621): «коммунисты Петербурга и Ленинградской области» прикрепили к дому №17 по 10-й Советской улице бюст и мемориальную доску с изображением Иосифа Сталина, где тот проживал в 1917-1918 гг);

в) чтение стихов Бродского у доски секретарю ленинградского обкома Григорию Романову (urokiistorii.ru/1841) – таким образом в день рождения Бродского участники чтений хотели выразить своё отношение к решению властей почтить память Романова (одного из главных гонителей поэта) мемориальной доской. Доска Григорию Романову была установлена, несмотря на большой общественный протест. Решение об установке доски было принято ещё в 2010 г., тогда же деятели науки и подписали обращение к городским властям с требованием «немедленной отмены позорного постановления» об увековечении памяти человека, «душившего культуру, науку, искусство и свободу, ненавидевшего интеллигенцию, изгонявшего из города артистов, поэтов и художников». Однако «памятник выдающемуся секретарю Ростовского обкома КПСС» был «возведен» (urokiistorii.ru/2004): так «в нашем городе отметили 85-ый день рождения человека, которого сейчас мы бы назвали губернатором», писали местные СМИ (urokiistorii.ru/1625).

г) пикет коммунистов у мемориальной доски Ельцину в Екатеринбурге против открытия памятника (urokiistorii.ru/1930). Участники акции объявили о желании «открыть собственную памятную доску» в честь «печального известного земляка» и напомнить «властям и жителям Урала о вине Ельцина в распаде СССР и разрушительных процессах в постсоветской России».

Отдельные инициативы – частные случаи. Это примеры альтернативных поводов или альтернативных выразительных средств. Логика описания исторического события при этом может сохраняться («мы о них»), или изменяться («мы о себе»).

  • Мемориальная доска «евреям-кенигсбержцам»
    (http://urokiistorii.ru/2085). 24 июня 1942 года с вокзала Кенигсберга (Калининграда) войска SS депортировали  еврейские семьи в лагерь смерти Малый Тростянец под Минском в Белоруссии. Сложно разобрать, что на табличке (мелкая надпись, скорее всего на двух языках), но точно есть примечательный эстетическом и символическом отношении рисунок – звезда Давида в терновом венке.
  •    Демократическая доска Высоцкому – пример «народной» доски (была выбрана из 12 конкурсных эскизов путем голосования). Редкий случай доски не «про них» или не «про него», а «про нас» (http://urokiistorii.ru/2608). В Красноярском крае прошло голосование за лучшую мемориальную доску Владимиру Высоцкому. Ее установят на стене Дворца культуры «Энергети»” в Дивногорске, где в 1968 году Высоцкий дал несколько концертов. Инициаторы конкурса эскизов мемороиальной доски – территориальный градостроительный институт «Красноярскгражданпроект» совместно с администрацией города Дивногорска. На доске, победившей в конкурсе, изображено, как Высоцкий в свитере с гитарой в руке прогуливается по берегу Енисея, вглядываясь в пейзаж. Остальные эскизы можно посмотреть на странице конкурса; почти все они сделаны в позднесоветской стилистике. Примечательно, что чрезмерно информативные доски (например, с надписью «В августе 1968 г. в ДК Энергетик дал концерт В. Высоцкий») в число финалистов не попали, а на победившем эскизе вообще нет никаких слов – только узнаваемый пейзаж и узнаваемый исторический персонаж, которого (теоретически) мог бы встретить любой местный житель. Мол, был такой Высоцкий, мы все его знаем и любим, он был здесь и он такой же, как мы.

Парадокс в том, что «народная» мемориальная доска – не про «выдающегося» деятеля, а про «нас» самих и наше общее прошлое.

Вопросы к экспертам:

  • каким вы видите будущее нашего прошлого, если и дальше все будет развиваться в том же духе (если тенденции установок мемориальных досок сохраняться)?
  • какие вы видите альтернативы? Если представить идеальную (с точки зрения возможностей) ситуацию, какими были бы мемориальные доски?
  • как на досках может быть отражена память о «другом» прошлом: не «позитивном», не «выдающемся» и т.п.?
  • какова практика создания мемориальных досок в Европе и Америке?

Подготовила Юлия Черникова

Мы советуем
6 февраля 2012