Выставочный зал федеральных архивов в г.Москве (ул.Больая Пироговская, 17). 9 ноября – 2 декабря 2018 г.
В конце 1962 г. в советской литературе и общественной жизни произошло Событие с заглавной буквы: в ноябрьском номере «Нового мира» с тиражом 96900 экземпляров опубликовали повесть неизвестного автора Александра Солженицына под незаметным названием «Один день из жизни Ивана Денисовича». Первоначальное название сочинения, отправленного автором в редакцию журнала, более точно передавало его содержание: «Щ-854 (Один день одного зэка)». Поверить в то, что подобное произведение могло преодолеть советские цензурные рогатки, почти невозможно, но историко-документальная выставка убеждает в обратном.
В экспозиции показано, что процесс культурной «оттепели» (см.машинопись, автографы Эренбурга, Пастернака, Вейсберга, Сапгира, Холина) еще в конце 50-х гг. возглавил журнал «Новый мир». Произошло это после большого скандала с публикацией романа В.Дудинцева «Не хлебом единым» в 1956 г. Литературная реакция , поддержанная партийными органами, осудила роман, с поста главного редактора был снят Конст. Симонов, но пришедший ему на смену Твардовский оказался еще более решительным и до поры до времени более успешным в аппаратных интригах.
Получив и прочитав повесть неведомого «Рязанского» (псевдоним Солженицына по месту жительства), Твардовский сразу понял масштабы возможной сенсации. Маститые литераторы Федин и Маршак тоже были поражены прозой неизвестного автора. Ключевую роль в получении разрешения на публикацию сыграл один из референтов Хрущева – Владимир Лебедев (1915-1966). Именно он передал повесть Солженицына на прочтение Хрущеву и Микояну и получил благоприятные устные отзывы:
«Тов.Хрущев читал. Сказал, что вопрос о публикации этой повести надо будет обсудить на Президиуме ЦК. После этого соответствующие указания он даст сам товарищам, которые занимаются в ЦК КПСС вопросами литературы. Эту рукопись прочитал также и тов. Микоян А.И.»
Это произошло в сентябре 1962 г., и уже два месяца спустя повесть о Иване Шухове, советском заключенном, вышла в «Новом мире». В следующем году она была переиздана, в том числе, отдельной книгой. Скоро последовали и переводы на иностранные языки: на выставке представлены английские, голландские, сербскохорватские, французские и другие переводы. Есть и докладная записка министра культуры СССР Фурцевой 1963 г. о переписке голливудского продюсера Л.Коэна с послом в США Добрыниным о постановке фильма «На далеком меридиане».
Солженицын немедленно стал самым влиятельным неофициальным писателем в СССР. В экспозиции можно прочесть переписку его с Ариадной Эфрон, Варламом Шаламовым, Раисой Орловой и Львом Копелевым, разумеется, с Твардовским. Некоторые надеялись, что повесть об Иване Денисовиче послужит началом возвращения правды – правды об ужасной стране, разделенной колючей проволокой. Статус писателя подчеркнут и в экспозиции на Большой Пироговской, где представлены и документы о биографии писателя (наградные и реабилитационные бумаги, договоры с издательствами, анкеты и т.п.), и авторизованные машинописи и автографы – «Олень и шалашовка», «Николаевские», «Крохотки», «Правая кисть» и др. В 1964 г. Солженицын был выдвинут на Ленинскую премию «Новым миром» и ЦГАЛИ, посетители выставки могут ознакомиться с подробным отзывом уже знаменитого филолога Ю.Лотмана о повести Солженицына. Премии он не получил, как известно, нет пророка в своем отечестве, и наградил Солженицына шесть лет спустя Нобелевский комитет.
К истории Нобелевской премии по литературе 1970 г. имеют отношение любопытные документы, созданные органами компартии и госбезопасности. Сотрудники КГБ перечисляют осуждение ученого секретаря Института мировой литературы АН СССР А.Ушакова, взвешенную критику Н.Богословского, Ю.Трифонова, В.Максимова, радость в связи с наградой советского писателя, высказанную академиком Колмогоровым. Когда поддержку опальному писателю оказывают музыканты Ростропович и Вишневская, следует их обструкция другими музыкальными деятелями – Д.Шостаковичем, Д.Ойстрахом, Р.Щедриным, К.Хачатуряном. Есть и удивительный документ: «Две тысячи рабочих слов», открытое письмо «группы передовых рабочих, членов литературного кружка при лубянском комбинате человеческих душ им. Сербского». Они настаивают, чтобы Нобелевскую премию вручили «советским корифеям» Кочетову, Грибачеву, Михалкову, иначе скандинавам надо оказать «братскую помощь танками Т-54».
Думаю, что эта остроумная пародия, равно как и дружеские шаржи И.Игина на авторов «Нового мира» несколько рассеивают мрачную историю войны Советской власти с писателем и журналом, которая закончилась преждевременными смертями, высылками и иными репрессиями.
По теме:
- Информация о выставке на портале Архивы России, с фотографиями некоторых документов.