К 60–летию со дня образования Китайской Народной Республики
«Если гоминьдан начнет войну, то мы полностью разгромим его. Дело обстоит именно так: он наступает, мы уничтожаем его силы, и он получает удовлетворение. Уничтожим немного – небольшое удовлетворение, уничтожим больше – большее удовлетворение, уничтожим полностью – полное удовлетворение. Проблемы Китая сложны, и ход наших мыслей тоже должен быть сложнее…».
Мао Цзэдун, «О переговорах в Чунцине» (17 октября 1945 года), Избранные произведения, т. IV.
«За светлый путь, за прочный мир под знаменем свободы»
Уже несколько месяцев по всему Китаю развешены праздничные плакаты – страна с тысячелетней историей готовилась отмечать свой 60-летний юбилей. В холодный и ясный день 1 октября 1949 года на многотысячном митинге на площади Тяньаньмэнь в Пекине Председатель Центрального народного правительства Китая Мао Цзэдун провозгласил образование Китайской Народной Республики.
Так завершилась Народно-освободительная война, шедшая в Китае с 1946-го по 1949 год.
По сути, это была гражданская война между сторонниками, с одной стороны, гоминьдана (Национальная, или Национально-демократическая, партия, контролировавшая большую часть страны в 1926 – 1949 гг.) и, с другой, Коммунистической партии Китая.
С самого начала боевых действий командование войск гоминьдана сосредоточило свои усилия не на борьбе с регулярными войсками КПК, а на нейтрализации партизанского движения в Центральном, Восточном и Северном Китае. Это стало решающим стратегическим просчётом гоминьдана, который не учёл роль СССР в становлении боевых сил компартии. Между тем, за время нахождения в Манчжурии (август 1945 – май 1946) СССР помог китайским коммунистам организовать, обучить и вооружить новые китайские войска – Объединённую демократическую армию (ОДА), впоследствии создавшую основу для создания Народно-освободительной армии Китая. К осени 1948-го войска Мао Цзэдуна насчитывали 600 тысяч человек. С 1 ноября возглавляемая Линь Бяо ОДА стала называться 4-й Полевой армией.
В ноябре 1948-го 4-я полевая армия активизировала свои действия, в результате этого 52 дивизии Чан Кайши потерпели поражение; ещё 26 дивизий, обученных американскими военными инструкторами, перешли на сторону компартии. В январе 1949-го войска КПК заняли Тяньцзинь и Пекин. Ко времени окончания гражданской войны Народно-освободительная армия уже являлась крупнейшей армией в Азии: её численность составляла 4 миллиона человек.
В апреле 1949 года на переговорах между делегациями КПК и гоминьдана стороны договорились о прекращении войны на предложенных КПК условиях. Тем не менее, гоминьдановское правительство не утвердило данное соглашение, и 21 апреля 1949 года Народно-Освободительная армия возобновила наступление.
24 апреля 1949 войска КПК под командованием маршала Лю Бочэна вошли в город Нанкин – столицу гоминьдановского Китая. Само же гоминьдановское правительство ещё в феврале укрылось на юге страны, а позже бежало на остров Тайвань.
30 сентября 1949 года Народный политический консультативный совет Китая сформировал Центральное народное правительство, а 1 октября 1949 было объявлено об образовании Китайской Народной Республики.
Стоя в первый день октября на трибуне рядом с другими лидерами коммунистического режима, 55-летний глава нового государства говорил о начале новой эры для китайского народа, и его речь была созвучна надеждам и энтузиазму собравшихся, напоминает статья «October 1, 1949: Mao Rewrites Chinese History», опубликованная 29 сентября на сайте «Sino Daily». На площади ещё сохранились следы разрушительной гражданской войны, однако Тяньаньмэнь была расчищена от булыжников и украшена огромными красными фонарями и гигантским портретом Мао (портрет висит до сих пор, и вблизи на его фоне запрещено фотографироваться). Люди несли знамена, пели и кричали: «Да здравствует Китайская Народная Республика! Да здравствует Коммунистическая партия!». Один из очевидцев тех событий вспоминал: «Мы были заворожены Председателем. С того дня как я узнал о нём как о спасителе Китая, Мао был моим героем. В тот день я впервые видел мессию во плоти». После того как был поднят новый флаг государства – красное полотнище с пятью жёлтыми звездами – начался военный парад. Первыми по площади прошли кавалерия и американские танки, захваченные у националистов. (Исторические кадры, запечатлевшие момент провозглашения КНР, военный парад и народное ликование, можно посмотреть здесь: http://www.youtube.com/watch?v=Nvmf46_S7Po&NR=1.
Именно первое октября 1949 года стало отправной точкой начала эпохи маоизма с её культом Великого Кормчего, политикой «Большого скачка», борьбой против правоуклонистов и Культурной революцией, которые привели к гибели десятков миллионов людей в результате репрессий и голода. Спустя 40 лет – в июне юбилейного 1989 года – площадьТяньаньмэнь снова стала знаменитой, на сей раз печально: в ходе разгона с помощью танков и армии студенческих демонстраций было убито, по разным данным, от 241 до трёх тысяч человек (подробную информацию и хронику этих событий см. на сайте BBC Russian).
Годовщина образования Китайской Народной Республики является главным государственным праздником Китая. Торжества продолжаются пять дней – это одна из трёх так называемых золотых недель (наряду с праздничными днями, приуроченными к традиционному Новому году и первому мая. Путеводители строго не советуют отправляться в это время в Китай с туристическими визитами – музеи закрываются на каникулы, билеты на поезда и самолёты достать невозможно, а в отелях не остаётся свободных мест).
Отпраздновать нынешний, 60-летний день рождения республики предполагается с колоссальным размахом. Русскоязычный сайт газеты «Жэньминь Жибао» («Жэньминь жибао» он-лайн) рассказывает о масштабных мероприятиях по подготовке к торжеству. Этот же ресурс даёт возможность познакомиться с материалами по истории военных парадов в Китае, а также с рядом статей китайских и зарубежных авторов по истории и экономике страны.
«Слышен на Волге голос Янцзы, видят китайцы сиянье Кремля…»
Практически в эти же дни исполняется 60 лет со дня установления дипломатических отношений между КНР и РФ (СССР).
Советский Союз стал первым государством, объявившем о признании КНР: уже в 21 час 45 минут 2 октября заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко отправил телеграмму Чжоу Эньлаю с сообщением о том, что Москва решила установить дипломатические отношения с Пекином. Третьего октября Чжоу Эньлай – премьер Государственного административного совета (ныне Госсовет КНР) и министр иностранных дел КНР – отправил Громыко ответную приветственную телеграмму.
В статье в газете «Правда» от 15 декабря 1949 года Александр Фадеев, который возглавлял советскую делегацию, отправившуюся на торжества в честь провозглашения КНР, писал, что на протяжении всех шести недель пребывания советской культурной делегации в стране её окружала атмосфера обожания.
Глубочайшая симпатия китайского народа, говорит Фадеев, особенно ощущалась на Всекитайской конференции Общества Друзей СССР, когда было зачитано сообщение о признании правительством Советского Союза национального правительства Китая. Это известие собравшиеся встретили стоя и бурными аплодисментами. Зал, вспоминает Фадеев, сотрясался от оваций и выкриков «Славься Советский Союз!», «Пусть Сталин живет 10 тысяч лет!». Люди подбегали к членам советской делегации, обнимали и целовали их со слезами на глазах. Овация не смолкала более получаса. У входа в здание, продолжает Фадеев, собрались 15-20 тысяч студентов. Молодые люди на руках отнесли представителей СССР к машинам. (О визите советской делегации см. статью «В свободном Китае» на сайте «European Navigator. The authoritative multimedia reference of the history of Europe»).
В 1950-е годы отношения между двумя странами определялись заключённым в 1949 году договором о дружбе и взаимопомощи. Советский Союз оказывал Китаю широкомасштабную и практически всеобъемлющую поддержку. Это и поставка оборудования на восстанавливаемые и строящиеся предприятия (наряду с командированием специалистов для его установки и наладки), и предоставление кредитов для закупки в СССР самых различных товаров, и направление специалистов для работы в качестве советников в руководящих органах КНР, и научно-техническое сотрудничество, и обучение китайских граждан в советских вузах и средних профессиональных учебных заведениях.
Однако в конце 1950-х две страны начали отдаляться друг от друга. Мао Цзэдун решил, что Хрущёв скорее нацелен на мирное сосуществование с Западом, чем на поддержку национально-освободительных движений, и объявил советского лидера «великодержавным шовинистом».
В 1960-х отношения между Москвой и Пекином окончательно испортились. Китайские лидеры клеймили СССР за «псевдокоммунизм», «современный ревизионизм» и «реставрацию капитализма». В ответ советские лидеры обвинили Китай в «догматизме» и «авантюризме». СССР прекратил предоставлять Китаю экономическую помощь и отозвал технических специалистов.
В 1966 году в Китае началась «великая пролетарская культурная революция», проходившая в том числе под лозунгом «Долой советских ревизионистов!». В стране развернулась суровая антисоветская кампания. Все обучавшиеся в СССР граждане были объявлены «шпионами» и стали узниками «школ Седьмого мая» – политических концентрационных лагерей. Дело дошло до военного противостояния: на границе с СССР произошли столкновения с участием танковых войск и артиллерии.
В 1968 напряжение в отношениях усугубилось, после того как Китай осудил вторжение войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Весной 1969-го произошел военный конфликт на участке границы в северо-восточной Маньчжурии. (Об этом см., например, сайт «Даманский – Чжэньбао», посвящённый истории пограничных конфликтов в Азиатско-тихоокеанском регионе).
В 1970–1980-е годы, после некоторого затишья, советско-китайские отношения вновь серьёзно обострились, что было обусловлено поддержкой со стороны Москвы оккупации Кампучии Вьетнамом и вторжением Советского воинского контингента в Афганистан. В те годы Китай оказывал военную помощь камбоджийской армии и афганским моджахедам.
В настоящее время отношения между Россией и Китаем развиваются, как это принято говорить, гармонично и характеризуются активными связями на всех уровнях.. (Истории и нынешнему состоянию российско-китайских отношений посвящен специальный выпуск газеты «Жэньминь Жибао»)
Подготовила Дина Лейбова