«Родственник» МХАТа

27 декабря 2019

пос. Вишневка, Воронежская область

Научный руководитель Алла Николаевна Мочалова

Сохранившиеся дома Соколовых

У нас в округе сохранилось мало старинных зданий, может, из-за того, что они были в основном деревянными и не очень долговечными. А вот в Никольском два дома, которые построили Соколовы в конце ХIХ века, стоят до сих пор. В одном из них сейчас музей. Это уникальный по своей истории деревянный дом, с большими просторными комнатами, в которых устраивались первые спектакли для крестьян. Он был построен Соколовыми как жилой господский дом. В нем в течение 120 лет размещались разные организации: и лазарет для раненых, и детский дом, и школа крестьянской молодежи, но дольше всего в нем находилась Никольская общеобразовательная школа, а после ее закрытия – музей Соколовых.

Второй дом, построенный Соколовыми, – это здание земской школы. Сейчас там сельский клуб с миниатюрной сценой и зрительным залом на 100 человек. В этом здании и сегодня проходят спектакли. На первый взгляд совсем неприметное деревянное здание сельского клуба – и есть Никольский театр.

В Никольском театре всё просто, без роскоши и блеска, но очень уютно. Никольские жители постарались сохранить его почти в первозданном виде. Побеленные известкой стены, печное отопление, большие окна с резными деревянными ставнями, крытая железом крыша. Когда входишь и смотришь по сторонам, охватывает чувство, что ты оказался в позапрошлом веке.

Когда мы, ученики Спасской школы, приезжаем туда, нас встречает Светлана Николаевна Сукочева, художественный руководитель театра. Перед началом просмотра она всегда рассказывает нам об основателях театра.

Соколовы

В 1894 году в далекую маленькую деревню Верхнехавской волости Воронежской губернии по доброй воле отправились из Москвы супруги Соколовы, люди небедные, высокообразованные, можно сказать высшего круга, водившие дружбу с творческой элитой столицы. Константин Константинович, известный врач, главный хирург Бахрушинской больницы, и его жена Зинаида Сергеевна (в девичестве Алексеева), не меньше своего брата Константина Сергеевича Станиславского влюбленная в искусство, участница всяких театральных кружков.

И вдруг такое семейное решение – уехать из Москвы на жительство «в народ», непременно в самые глухие и бедные места, «чтоб дать возможность хоть одной деревне пожить осмысленной сознательной жизнью»[1].

Трудно представить, смог бы я, как они, оставить устроенную жизнь в столице и отправиться в такую глушь. Тогда, как и сейчас, Никольское – маленькое сельцо. Это примерно 55 км от Воронежа. Рядом лес. Железнодорожная станция Графская находится в 20 км. А через поле расположены другие села: Малая Приваловка, Большая Приваловка, а с другой стороны Супруновка (Спасское) и наше Грушино. Наверное, Константину Константиновичу и Зинаиде Сергеевне непросто далось решение приехать сюда. Именно бескорыстное желание помогать самым нуждающимся крестьянам заставило сделать такой шаг. С ними приехала и их дочь, тоже Зина (Зюля).

Купив небольшое имение в Никольском (место они выбрали по рекомендации писателя Александра Эртеля, чья усадьба была в трех верстах), супруги тут же развернули кипучую деятельность по устройству «осмысленной жизни» окрестного населения. В ноябре 1894 года был построен дом. Константин Константинович начал прием больных со всей округи. А Зинаида Сергеевна, поначалу помогавшая мужу, вскоре взялась за организацию школы, построенной Соколовыми на свои средства. Соколовы построили две школы, одну в Никольском, другую у нас в Спасском.

Но Зинаида Сергеевна как сестра Константина Сергеевича Станиславского создает здесь театр. Сначала вовлекли в постановку крестьянских детей, которых учили грамоте. Потом, увидев с каким интересом и восхищением смотрят на представление их матери и отцы, созвали и взрослых.

Из деревенских записок З. С. Соколовой «Наша жизнь в Никольском» я узнал, что первые спектакли стали ставить в 1895 году, прямо в доме Соколовых. Зрителей было столько, что поместиться всем было невозможно. В столовую, служившую зрительным залом, набивалось до 200 человек.

Потомки первых артистов, жительницы села Никольского Анна Николаевна Летникова и Нина Григорьевна Сычева помнят рассказы своих родителей о том, как росла популярность любительского театра. Актеры – крестьяне относились к участию в спектаклях как к серьезному делу. «Прослышав про Никольскую “камедь”, на спектакли стали приходить крестьяне из соседних сел: из Белкино, Большой и Малой Приваловки, из Лаптевки», – вспоминают Анна Николаевна и Нина Григорьевна.

Благотворительная деятельность

Для своего исследования я использовал также и интернет-ресурсы: это материалы дневника Федора Васильевича Огаркова, городского головы города Усмани, брата писателя Василия Огаркова. Усмань находится сейчас в Липецкой области, это примерно 20 км от нас, а в то время она входила в состав Воронежской губернии.

Вот что он писал в дневнике: «В это время среди нашего общества появился один удивительно хороший человек, Константин Константинович Соколов. Доктор по профессии, москвич, он решил переехать в деревню и отдать все силы и знания на обучение мужику. И вот на границе Усманского уезда покупает он имение и начинает свою широкую культурно-просветительскую и благотворительную деятельность. Строится в имении амбулатория и Соколов работает в ней как врач; строит две школы, куда приглашаются хорошие учительницы; устраивается мастерская, где обучают крестьян ремеслам: в риге устраивается заправский театр.

В мастерской и школах устраиваются чтения и беседы, в риге спектакли, причем привлекаются артисты из крестьян, а впоследствии организуется целая крестьянская труппа. Жена Константина Константиновича, Зинаида Сергеевна, организует обучение крестьянок вышиванию в свободное от их обычных сельских работ время. Устраивает выгодный сбыт этих вышиваний в Москве. Погорельцам из соседнего с имением села строятся хорошие каменные избы.

Константин Константинович был страстный любитель театра. Он в Москве вращался в кружке Алексеева и Немировича-Данченко, из которого потом вышел Художественный театр».

Известно, что и сам автор этого дневника был инициатором открытия Усманской публичной библиотеки и выступал за просвещение крестьян.

Таких людей, как Соколовы или Огарковы, которые активно занимались благотворительной деятельностью в нашей местности, мне известно несколько.

Один из них – Александр Иванович Эртель, известный русский писатель народнических взглядов. В Верхнехавском детском оздоровительном лагере «Искра» сохранился дом Эртеля, в котором жила его семья. Хутор в этом месте так и называется «Эртель» или «Эртелевка». В селе Макарье он построил школу.

Благотворительной деятельностью также занимались Крашенинниковы – помещики, чье имение находилось у нас в Грушино. В нашей школе сохранился альбом, где написано, что Грушинская начальная школа была построена в 1903 году Воронежским земством. А одной из учительниц была Надежда Львовна Куперник (внучка хозяйки имения), преподававшая грамоту и рукоделие. Надежда Львовна в школе устраивала рождественские елки. Из ее писем известно, что оборудование для школы, учебники и другие принадлежности приобретались в Москве и Воронеже на средства Крашенинниковых.

К. С. Станиславский в Никольском

В 1901 году в Никольское приезжал сам Константин Сергеевич Станиславский и его жена, ведущая артистка МХАТа Мария Петровна Лилина. Они присутствовали на репетициях кружка и давали советы исполнителям.

Из воспоминаний З. С. Соколовой: «Помню, какая была радость у нас, когда мы получили известие, что к нам заедет Костя. Во время нашего свидания, конечно, темы были сперва о матери, сестрах, а потом о народных спектаклях, о голоде, школах и без конца о Художественном театре. Несколько раз брат спрашивал, не согласимся ли мы играть во МХАТе. Константин Константинович хохотал и говорил: “ну какой же я актер для Вас? Я играю как самоучка, как птицы поют… Я у вас затоскую, когда мне придется несколько лет ждать роли! Нет, уж лучше тут быть первым, а у вас я буду последним! А как же Никольских оставить? Лечение, помощь, голод – пустили уже здесь свои корни”».

В газете «Коммуна» за 1959 год я нашел статью А. Образцова, в которой он описывает встречу с Марией Романовной Волосных – старейшей участницей театральной жизни Никольского.

«Бодрая и с виду не старая женщина. В ее большой и чисто прибранной комнате на столе лежали журналы “Крестьянка”, “Техника – молодежи”, “Математика в школе”, газеты. На комоде – радиоприемник. Усадила нас за стол, сама поместилась напротив в окружении родственников и рассказала, что ей 75 лет, еще молодой женщиной пришла она к Соколовым (“как только мужа на японскую войну взяли”) и прожила у них 14 лет. Здесь и пристрастилась к театру. Она помнит, что первой пьесой, которую играли у Соколовых, была “Аскольдова могила”.

Во время рассказа начали собираться другие члены семьи, поистине самой театральной семьи в Никольском. Дочь Марии Романовны, Любовь Митрофановна, колхозница, начала играть на сцене еще девочкой, а теперь играет ее сын комбайнер Александр Захарович и его жена Валентина Дмитриевна, учительница, и сестра Нина Захаровна, по мужу Летникова. А сам Н. Д. Летников – артист и директор театра. Их двенадцатилетний сын играл Андрюшу в “Далях неоглядных”.

Помнит Мария Романовна и приезд в Никольское К. С. Станиславского: “Высокий, красивый, волосы с зачесом: пьесу при нем ставили, говорил – правильно”».

Никольские жители увековечили приезд К. С. Станиславского в село Никольское тем, что единственную улицу в селе назвали в честь Станиславского. Она и сейчас так и называется.

В 1903 году Зинаида Сергеевна с дочерьми (родной и приемной) переехала из Никольского в Москву: девочкам нужно было учиться. С тех пор в имение приезжали летом.

Но и после их отъезда театр в Никольском сохранился. Остались ученики и остался в Никольском Константин Константинович, который продолжал лечить местных крестьян, а во время Первой мировой войны в своем доме открыл лазарет для раненных. Зинаида Сергеевна в тяжелое военное время трудилась в Московской больнице для слепых.

После 1917-го

Что же стало с этими людьми после революции 1917 года?

Федор Васильевич Огарков с 1 января 1919 по май 1922 года состоял членом Библиотечного совета Пролетарской центральной публичной библиотеки в должности председателя в Усмани Липецкого уезда. Затем был управляющим делами Потребительского общества Пролетарского района города Мытищи. Умер он в 1933 году. В его дневнике говорится о Константине Константиновиче Соколове в период революции: «Крестьяне горячо любили Соколова, и когда вспыхнула революция, ничего не тронули у него, отдав в его пользование сад, дом, землю».

У нас в школьном музее я обнаружил любопытное письмо Агафьи Демьяновны Щепкиной, адресованное Зинаиде Константиновне Соколовой, дочери К. К. и З. С. Соколовых, от 21 декабря 1917 года. Оно подтверждает слова Ф. В. Огаркова: «Как там у вас с имением-то обходятся, бьют так же как и у нас – всё отбирают? У нас у Малютихи отобрали, и у Паринагина отобрали, Эртелей не трогают, Константина Константиновича Соколова тоже. Для крестьян нет ничего святого сейчас. Они совсем рассудок потеряли, особенно отличаются сейчас Желдаи и Супруновцы. Супруновка решила, сговорилась вся – голодом изжить Варвару Афанасьевну. Никто не продает ей печеного хлеба. Она говорит им, что будет так служить, только чтобы кормили ее, а они не хотят.

Пьянство у нас развелось – ужас как! Варят сами самогон. Карты среди крестьян все вечера проводят».

Из этого письма понятно, что всё вокруг крестьяне громили, а К. К. Соколова и Эртелей они не трогали.

Однако Константин Константинович Соколов прожил после революции недолгую жизнь. Шесть месяцев лечил сыпной тиф по деревням, заразился сам, стал выздоравливать, но умер от сердечного удара в 1919 году. Хоронили крестьяне. Он похоронен на кладбище в Малой Приваловке, в соседнем селе, там тогда была церковь.

Зинаида Сергеевна Соколова работала во МХАТе после возвращения из Никольского. Стала помощницей Станиславского по театральной работе. Получила звание Заслуженной артистки СССР.

Прожив долгую жизнь, Зинаида Сергеевна Соколова умерла в Москве в 1950 году в возрасте 85 лет.

Их дочь, Зинаида Константиновна Соколова (1887 г. р.), окончила Московскую женскую гимназию, занималась в студии Вахтангова. Вышла замуж за А. В. Васнецова, сына художника Виктора Васнецова. Работала хранителем Дома-музея В. М. Васнецова. Умерла в Москве в 1955 г.

Судьба Эртелей была другой. Александр Иванович Эртель не дожил до революции, умер еще в 1908 году. А его жена Мария Васильевна вместе с дочерьми приобрела новое имение в 1912 году по соседству с Соколовыми. По постановлению Президиума ВЦИК от 23 мая 1923 г. М. В. Эртель могла пользоваться садом и усадьбой с пристройками. В 1940 году по постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР (от 26 июня 1940 г.) усадьба писателя А. И. Эртеля была передана Воронежскому отделению Союза советских писателей. В Эртелевке расположился Дом творчества писателей. Теперь здесь музей А. И. Эртеля. Усадьба включена в список памятников истории, архитектуры и археологии Воронежской области, принятых под государственную охрану. Но, к сожалению, сейчас от музея Эртеля остался только один дом, внутри все разгромлено.

О Надежде Львовне Крашенинниковой, учительнице из нашего Грушино, писал в газете «Воронежский курьер» воронежский историк Александр Николаевич Акиньшин. Он вел переписку с ней в 1985 году. Надежда Львовна в годы гражданской войны переехала в Москву. Стала искусствоведом, в возрасте 83 лет защитила диссертацию по истории архитектуры, не дожила до своего 100-летия, умерла в 80-х годах ХХ века.

Никольский театр в советский период

А что стало с Никольским театром после смерти Константина Константиновича Соколова? Театр не умер, он к этому времени стал, можно сказать, плотью села Никольское. Только в газетах его стали называть не театр, а драмкружок.

В 1919 году молоденькая сельская учительница Любовь Федоровна Тупикова, ученица Соколовых, стала руководить театром, и делала она это на протяжении 35 лет. Девочкой она была взята Соколовыми из крестьянской семьи на воспитание, научилась врачевать, учила детей, руководила драмкружком, в котором заменила Константина Константиновича.

О Любови Федоровне Тупиковой мне рассказал житель нашего села Вишневка Иван Васильевич Долгих, 1935 г. р.: «Я родился и вырос в селе Малиновка Верхнехавского района. С малых лет я был приучен к труду. С братьями работали в поле, пахали с помощью волов, вручную убирали урожай. Одежда и обувь были очень ветхими. Однажды, поздней осенью, когда с братьями пас коров, сильно намочил ноги и заболел. Пошли фурункулы, ноги были все в язвочках. Долго не проходили болячки, и тогда мать взяла меня за руку и повела в село Никольское. Идти пришлось примерно 7 километров. Нас встретила фельдшер Тупикова Любовь Федоровна. Она мне выписала мазь. Этой мазью мне мать мазала мои раны, всё сразу затянулось и зажило, после этого никогда ни один фурункул у меня не появлялся».

В газете «Берег» я прочел отзывы о Любови Федоровне, люди о ней отзываются как о скромной и добрейшей женщине. «Я, пишет одна из жительниц Никольского, прожила 62 года, и добрее этого человека не видела. Само солнышко была, сама доброта. Всю жизнь проходила в одном платье и одной косынке – что имела тратила на больных. Лечила, кормила, пристраивала приезжих на ночлег – всех привечала и добрым словом согревала»[2].

В Воронежском архиве общественно-политической истории сохранились некоторые документы о деятельности Верхнехавсгой парторганизации, в котором упоминается театральная деятельность Никольского театра:

«Деятельность Верхнехавской организации РКП(б) за период 1 мая по 1 июня 1922 года.

30 апреля был поставлен спектакль 50% сбора с которого было выделено на помощь голодающим».

Этот документ говорит о том, что Никольский театр в этот период не только существовал, но и был включен в систему советской культурной работы под руководством партии.

Вот другой документ из Воронежского архива общественно-политической истории. Из доклада инспектора УОНО (Усманский отдел народного образования; в то время Верхнехавская волость входила в состав Усманского уезда) узнаем, что в доме Соколовых разместился детский дом… имени Луначарского.

Только странно как-то получается: дом Соколова, человека, который прожил в Никольском 25 лет, лечил крестьян всей округи, собственные средства тратил на крестьян, помогал им, жизнь им посвятил, умер здесь, а после смерти дом его отдали под детский дом и назвали именем Луначарского.

«Усманский УОНО. 1923 г.

Рассмотрев доклад инспектора УОНО т. Попова об обследовании детского дома № 3 им. Луначарского. Губсоцнор предлагает указанный дошкольный детский дом расформировать и организовать детский дом школьный, старшего возраста с с/х уклоном, закрепив за детским домом участок земли и сад, подыскав лицо могущее поставлять на работу вновь организованного детского дома. По принятым мерам срочно сообщить в Губсоцволком.

Зав. Губсоцволкома

секретарь Анищев».

В другом документе я встретил еще одну информацию о том, что происходило в доме Соколовых в первые послереволюционные годы (сохраняю пунктуацию оригинала).

«Акт осмотра детского дома № 3 им. Луначарского в с. Никольское Верхнехавской волости.

Марта 14 дня, 1923 года. Я инспектор УОНО т. Попов, действующий на основании распоряжения ЗОНО т. Андреева от 13 марта сего года за № 532 в присутствии заведующего дома, № 3 им. Луначарского т. О. Попов составил акт о нижеследующем:

Детский дом № 3 дошкольный помещается в имении врача Соколова состоит из 10 комнат, из которых детским домом занимается 7 комнат. Детей – 22 человека, из них Мальчиков – 12, девочек – 10, воспитательниц – 2, заведующая домом – 1, тех. служащие – 4 (кухарка, няня, прачка, сторож). Приходно-расходные документы проверить не представляется возможным т. к. все документы находятся у воспитателя секретаря т. Ксении Поповой, которая по делам службы выехала в г. Воронеж.

С детьми ведутся беседы, заучиваются стихи, песни, подвижные игры, спектакли».

«Заявление

Принимая во внимание малочисленность детского дома, 22 человек, а также плохо обставленный с хозяйственной стороны, дальнее расстояние от города и неудобства доставки продуктов. Я полагал бы указанный детский дом перевезти в г. Воронеж, распределить детей по двум детским домам».

Позже в доме разместили среднюю школу.

А театр продолжал жить. Накануне Великой Отечественной войны коллектив театра занял первое место на смотре в Воронеже, показав спектакль по пьесе Л. Н. Толстого «Власть тьмы». Заслужил право выступать в Москве.

Грянула война… Но творческая жизнь театра не замерла. Ушли на фронт отцы и сыновья, а матери, жены и дети продолжали участвовать в антифашистских спектаклях и агитационных представлениях. За старинным парком в Никольском во время войны разместился аэродром, самолеты иногда прятали в вырытых укрытиях, летчики были расквартированы у местных жителей. Спектакли ставили и для них.

Из альбома, который хранится в районном музее Верхней Хавы, я узнал, что в 1948 году, когда в Москве отмечался 50-летний юбилей МХАТа, Никольский драмкружок пригласили выступать на сцене Воронежского театра драмы.

В областном архиве общественно-политической истории есть папка с афишами разных театров области. Среди них есть две афиши Никольского драмкружка. Ставятся пьесы Толстого, Горького, Островского – дело Соколовых успешно продолжает никольская фельдшер и учительница Любовь Федоровна Тупикова. В пятидесятые годы известность Никольского драмкружка распространилась далеко за пределы области.

В 1953 году на областном смотре сельской художественной самодеятельности в Воронеже коллектив снова с успехом показал пьесу Л. Н. Толстого «Власть тьмы».

В 1955 году умерла Л. Ф. Тупикова. Похоронили ее в Малой Приваловке, рядом с К. К. Соколовым. После ее смерти коллективом руководил учитель-пенсионер Михаил Андреевич Ширяев. Михаил Андреевич и его жена Домна Петровна с 1918 по 1931 года работали учителями в нашей Грушинской начальной школе. О Михаиле Андреевиче есть записи в том же самом альбоме, в котором написано и о молодой учительнице, внучке грушинской помещицы Надежде Львовне Куперник. Михаил Андреевич был ее учеником. Он есть в списке выпускников Грушинской школы в 1907 году. Это был самый первый выпуск Грушинской начальной школы.

С 1931 года супруги Ширяевы стали учителями Никольской школы, переехав в Никольское. И сразу включились в театральную деятельность.

В уже цитированной статье из газеты «Коммуна» за 1959 год А. Образцов пишет о супругах Ширяевых:

«Михаил Андреевич Ширяев и его жена Домна Петровна – очень немолодые люди, но сколько у них хлопот по театру! Свернув самокрутку и не спеша закурив, Михаил Андреевич рассказывает, как до революции батрачил у помещиков Крашенинниковых. После Октября получил образование, женился на учительнице и сам стал учителем. С 1931 года и началась его театральная жизнь.

Михаил Андреевич помнит, как играл в 30-е годы в пьесе “Волостной суд”, шедший с успехом, играл Бессудного и Миловидова в пьесе “На бойком месте”, Семена в “Пути-дороги”, ходока к Ленину в пьесе Н. Вирты “Земля”».

В 1959 году Никольскому драмкружку, одному из первых в области было официально присвоено звание – Народный театр. Никольскому театру дают штатные единицы режиссера и заведующего постановочной частью.

Коллектив Никольского театра был большой, в нем играли самодеятельные артисты, выступающие на сельской сцене не один десяток лет. Это бывшие учителя – Домна Петровна Ширяева, Наталья Владимировна Владимирова, Михаил Андреевич Ширяев, а также бухгалтер Иван Тихонович Гладышев, учитель Алексей Андреевич Родионов и другие.

В Никольском был и детский пионерский театр «Зорька» под руководством режиссера учительницы Валентины Дмитриевны Гладышевой. В 1981 году они показали спектакль Иосифа Лады по мотивам чехословацких сказок «Гонза и волшебное яблоко».

«В школе я участвовал в пионерском театре “Зорька”, – рассказывает Николай Владимирович Корнев, житель села Никольского. – Мы готовили спектакли по сказкам. Этот детский интерес перерос в серьезное увлечение, и тогда я пришел в народный театр. Каждый находил свое занятие по душе. Кто участвует в пьесе, кто подбирает к ней музыкальное оформление, кто готовит нехитрую декорацию, реквизит и костюмы (в театре всякая работа почетна). Некоторые жили в значительном расстоянии от села, все равно шли в любую погоду на репетиции и представления».

Никольское – это театральное село. Из ста двенадцати домов здесь нельзя было найти ни одного, в котором кто-либо не играл на самодеятельной сцене. Здесь восьмидесятилетние женщины с увлечением рассказывают о постановке «Аскольдовой могилы», о «Русалке» Доргомыжского, о Гоголе и Чехове, Софронове и Зарудном. Слова «образ», «роль», «мизансцена» произносятся привычно.

В мае 1981 года в Никольском доме культуры состоялся областной смотр народных театров. Никольский народный театр выносил на суд жюри и собравшихся зрителей пьесу драматурга Анферова «Солдатская вдова».

В районной газете тогда писали: «Многие выходили на сцену не впервые, но всё равно волновались. Волновался вместе с ними и их руководитель Станислав Павлович Пономарев. Но вот закончились последние приготовления и открывается занавес. Начинается спектакль. И зрители забыли, что на сцене шофер Верхнехавского дорожного отдела Александр Афанасьевич Столповский. В спектакле он председатель колхоза Плетнев, прошедший дорогами войны и потерявший руку. Играл он непринужденно и естественно. Антонина Павловна Биркина – санитарка клинической больницы города Воронежа, игравшая солдатскую вдову, также с успехом исполняла свою роль».

10 июля 1996 года Никольский театр, празднуя свое 100-летие, собрал множество гостей. На здании школы, в прошлом доме семьи Соколовых, открыли мемориальную доску с надписью: «В этом доме с 1894 по 1919 гг. жили и вели просветительскую деятельность основатели первого крестьянского театра Константин Константинович и Зинаида Сергеевна Соколовы».

На здании клуба мемориальные доски были открыты в 2005 году. На одной написано: «Этот дом построен К. К. и З. С. Соколовыми в 1896 году для сельской школы». На второй: «В июне 1901 года здесь останавливался выдающийся реформатор русской сцены К. С. Станиславский с женой – актрисой МХТ М. П. Лилиной».

Последнее десятилетие театром руководит Светлана Николаевна Сукочева, режиссер по образованию.

Светлана Николаевна поставила много спектаклей: «Ночь перед рождеством» по Н. В. Гоголю, «Три мешка сорной пшеницы» по повести Владимира Тендрякова, «Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского и «Чудики» В. М. Шукшина и другие. В этих спектаклях участвуют наши односельчане: сестры Екатерина и Елена Сычевы, Валентина Дмитриевна Барлукова и Татьяна Сергеевна Баранникова (Гречаникова) и другие.

В 2016 г. в Никольском проходил очередной ХI фестиваль любительских театров области «Театральные встречи в Никольском». Сюда приезжали артисты со своими спектаклями из Лисок, Калача, Бытурлиновке, Панино. Никольский театр показал спектакль «Три мешка сорной пшеницы» по одноименной повести Владимира Тендрякова (инсценировка и постановка Светланы Сукочевой). Главную роль играла жительница нашего села Вишневка – Татьяна Сергеевна Гречаникова. Этот спектакль о том, какую цену заплатили за победу простые сельские труженики в тылу. Холодно было в зале. В 20- градусный мороз печка не могла согреть весь зал. Артисты, которым пришлось играть роли в летней одежде, даже не показывали вида, что им холодно. Спектакль мне очень понравился. После просмотра зрители в зале долго не расходились. Обсуждая увиденное, потом фотографировались вместе с артистами.

Долгие годы играя на сцене Никольского театра, Татьяна Сергеевна Гречаникова решила создать в нашем Вишневском СДК театральную студию «Маска», в которой занимаюсь и я. На 9 мая мы поставили для местных жителей спектакль по повести Воронежского писателя Виктора Чекирова «Хлеб нашего детства». Это повесть о военном детстве. Мне досталась главная роль. На наш спектакль пришли мои родители, друзья, соседи, учителя. В зале не было ни одного свободного места. Я видел со сцены, как зрители вытирали слезы. Нас потом даже в Воронеж пригласили, где мы играли в спортивно-культурном центре «Согдиана». Приезжала посмотреть спектакль дочь Виктора Чекирова. Очень нас благодарила.

А на праздник Рождества , 7 января 2018 года, мы поставили сказку «Морозко». Роли распределены были еще летом, всем хочется участвовать в спектаклях. А зрителей было так много, что люди стояли вдоль стен и усаживались в проходах.

Вот такой у нас театр. А началось все с театра в Никольском.

Я никак не могу согласиться с теми, кто считает театр забытым и неинтересным для современной молодежи. Напрасно думают, что нас только компьютерные игры и социальные сети в интернете интересуют.


[1] Соколова З. С. Наша жизнь в Никольском. Воронеж: Центр духовного возрождения Воронежской области, 2004.

[2] Жидких А. Чтобы не погас свет// Берег. 01.07.2005. № 26.

Мы советуем
27 декабря 2019