«Кому нужна эта гнусная комедия»

Что писали на избирательных бюллетенях советские граждане
7 августа 2019

Выборы в СССР до перестройки были, как известно, безальтернативными. Многие прекрасно понимали всю их показушность. Надпись на бюллетене позволяла хотя бы выплеснуть эмоции по поводу происходящего. Недавно, в ходе исследования о поэтическом буме времен Оттепели, в Центральном городском архиве был попутно найден один документ, в котором приводятся надписи, обнаруженные на бланках избирательных бюллетеней. Это докладная записка о выборах народных судей в Свердловском районе столицы.

Сейчас на этой территории три района: Беговой, Савёловский и Тверской. Районный комитет сообщал в вышестоящую инстанцию — Московский городской комитет КПСС — о надписях, обнаруженных на бланках бюллетеней. Документ запечатлел электоральные страсти прошлого и свидетельствует о том, что среди столичных избирателей даже в 1960-м году находились люди, протестовавшие против отсутствия выбора.

Мы публикуем документ без развернутого комментария, как бы в рифму текущим событиям – предвыборному кризису в Москве. Текст обнаружил и подготовил к публикации историк Геннадий Кузовкин. Надписи на избирательных бюллетенях по накалу эмоций не уступают комментариям в соцсетях. В 1960-м, несмотря на Оттепель, за острую фразу, написанную в кабине для голосования, можно было расплатиться годами свободы. В электронных справочниках программы «История инакомыслия в СССР» есть данные о как минимум трех десятках политических процессов, где фигурировали надписи на бюллетенях. Подчеркнем, речь идет только о послесталинской эпохе. Впрочем, как известно, практика наказаний за слова не исчезла и в современной России.

«Информация» секретаря Свердловского РК КПСС № 608/с от 19.12.1960 г. в сектор информации МГК КПСС.

Секретно

ИНФОРМАЦИЯ

На избирательных участках Свердловского района гор. Москвы при подсчете голосов по выборам народных судей Народного [так в тексте – УИ] суда района в урнах были обнаружены заявления, критические замечания и предложения в адрес Райисполкома, Народных судей, просьбы об улучшении жилищных условий, о пересмотре некоторых судебных дел, о наведении  порядка в торговых организациях и в некоторых квартирах и другие.

Исполкомом Райсовета все эти просьбы и сигналы будут рассмотрены и по ним будут приняты меры.

На некоторых избирательных бюллетенях были патриотические надписи: «Да здравствует Советская Родина», «Выражаю благодарность за работу по охране социалистических законов» и другие, пожелания судьям успехов в работе, судить честно и справедливо, вести разъяснительную и воспитательную работу среди трудящихся и особенно среди молодежи.

«Судите справедливо».

«Хулиганов судить беспощадно».

«Да восторжествует справедливость».

«Искореняйте взяточничество. Да здравствуют страны свободного мира, суди честно, от души».

«Желаю всем товарищам честно выполнять почетную должность».

«Хочу заострить внимание народных судей: быть объективными… жестокость приговоров — не мера воспитания молодежи».

Против фамилии КРОХИН – «Лучший судья», «Очень одобряю», «Спасибо Крохину», «Голосую за всех», «Всех одобряю», «За Щукина голосую с удовольствием», «Желаю в жизни счастливых успехов т. Щукину» [так в тексте, возможно, Щукин противопоставлялся авторами надписей Крохину, или составитель «Информации» ошибся. Другие надписи о Щукине и о Крохине см. далее – УИ].

Против фамилии ВОРОБЬЕВА – «Прекрасный судья, желаю оставаться таким, какой есть» и другие.

На избирательных бюллетенях были также и такие надписи: бюллетень перечеркнут по диагонали и написано – «Глупости».

Против фамилии КОЖЕВНИКОВ – «Не справедлив. Любого, только не его. Много делал по блату». «Зачем голосовать, когда можно без них».

 «Судьи должны быть юристами. Довольно безграмотных судей».

«Голосую против Кожевникова, он недобросовестный».

Против фамилии КРОХИН – «Взяточник, несправедливый судья».

 «Недостойные люди, гнать их надо всех».

«Не будьте такими продажными как судья Аристова. Пожелаем успеха».

«Больше никогда таких и других не выбираю».

«За взяточников жаль голос отдать».

«Не место в суде таким, как Кожевников, не нужно выбирать его».

«Судите правильно и не берите взяток. Мы же советские люди. Нам должно быть стыдно».

«Пусть сгниет навсегда бездушие в суде».

Против фамилии Щукина – «Не заслуживает высокой чести быть избранным в народные судьи», не объективен, не корректен – груб при разбирательстве дел. Я пенсионер, не судилась, и это мое заявление не вызвано никакими личными несправедливостями».

«Щукину пора на пенсию».

«Щукин Анатолий Федорович – подозрительная личность».

«Крохин Виктор Иванович – не годится».

«Щукин грубый, нечуткий. Видимо, надоело быть судьей».

«Пожелание работать по-Дзержински».

«Уважаемые судьи! За убийство человека надо присуждать к смерти. Смерть за смерть! Воров-рецидивистов надо судить строже и не разрешать жить в больших городах».

Кроме этого, считаем необходимым сообщить, что на нескольких бюллетенях были и такие надписи:

«Кому нужна эта гнусная комедия».

«Комедия!!! Вы видели, как еще живут люди».

«Хотя голосую, но не от чистого сердца, кругом ложь, блат, обман и невозможно. Это с верхов».

«Считаю Ваш список непредставительным, почему мы должны доверять этим людям, о которых подавляющее большинство ничего не знает».

«Голосовать не хочется – жить плохо!»

«Для того, чтобы выбирать, необходимо, чтобы кандидатов было больше, чем число, которое нужно выбрать. А это не выборы». (все зачеркнуты).

«Если Вы претендуете на звание демократической страны, то хоть для приличия вставляйте лишнюю кандидатуру». (все зачеркнуты).

«Везде засилие коммунистов. Партия КПСС – партия деспотизма. Беспартийным доверия нет. Выборы – пародия на демократизм».

«Нет свободных выборов и нет кандидатур».

Секретарь РК КПСС – [подпись отсутствует, скорее всего, там могла быть подпись Кудриной или Фигурина, в деле большинство «информаций» подписано ими. — УИ]

[Заверительная подпись фиолетовыми чернилами: Соколов]

ЦГА Москвы. Ф. П-82. Оп.1. Д.1363. Л. 70-72. Машинопись. Копия.

Мы советуем
7 августа 2019