Ленин как общее место. Памятники Ленину в современной России / доклад на non/fiction-2011

16 января 2012

2 декабря 2011 сайт “Уроки истории” проводил презентацию проекта “Мониторинг исторической политики” на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction. Ниже публикуется сообщение, сделанное в рамках этого мероприятия.

автор – Сергей Бондаренко

Задача моего краткого сообщения весьма проста: на примере нескольких историй вокруг памятников Ленину по всей стране проиллюстрировать работу мониторинга исторической политики и предложить в связи с этим несколько возможных смысловых обобщений.

Прежде всего, что такое «памятник Ленину» в современной России? Я бы назвал его «общим местом» – в прямом и переносном смысле. Памятник Ленину – банальность, трюизм, одновременно с этим – смысловое поле для выступления самых разных сил. Это ситуативный образ – в зависимости от места своего нахождения, от политического положения в конкретном городе или селе, где он установлен, он может олицетворять и «прекрасное советское прошлое», и протест против существующей власти; где-то он может аккумулировать на себе раздражение и неприятие положительных воспоминаний о трагическом советском прошлом (тогда Ленин приобретает черты отрицательного героя). Иногда, в более сложных случаях, памятник Ленину, напротив, в какой-то мере легитимирует действующую власть – олицетворяет преемство, принятие и включение в современные представления об истории революционного советского прошлого.

Наконец, для многих в России памятник Ленину – по сути, пустое место, обыденность, объект, не несущий никакой специальной смысловой нагрузки (последствие конвеерной установки памятников вождю в советское время).

12 различных новостей-сообщений о памятниках Ленину за 14 месяцев работы мониторинга можно условно распределить на три группы, о каждой из которых нужно сказать несколько слов.

•    Разрушение, «вандализм». В г. Пушкин Ленинградской области неизвестные взорвали памятник Ленину (см. картинку). Ответственность взяла на себя местная националистическая группа NS/WP Невоград (http://historypolitics.livejournal.com/17007.html). О необходимости бюджетного финансирования работ по восстановлению памятника заявил глава КПРФ Геннадий Зюганов. Он же пообещал выделить часть средств из партийных источников, а также порекомендовал петербуржцам «поэнергичнее обеспечивать связь времён». В этом же ряду находятся события в посёлке Мга (у Ленина отбита рука, на памятник нанесены «нецензурные выражения») (http://urokiistorii.ru/2333) – впоследствии памятник был восстановлен силами местных коммунистов; в городе Свободный Амурской области Ленину отбили голову (http://historypolitics.livejournal.com/94907.html). В посёлке Хабарли Астраханской области от памятника остались только ноги – взамен в ноябре 2011-го КПРФ поставила на старый постамент бюст Ленина, найденный в городских запасниках (http://urokiistorii.ru/2586) (см. картинки).

•   Восстановление, перенос памятника, реставрационные работы, установка новых памятников. О нескольких случаях восстановления разрушенных монументов мы упомянули в первой части. Помимо этого, Ленина чистят и «подновляют» в Сочи, отмывают памятник в Петербурге, в Уфе ставят новый памятник, на место убранного 20 лет назад. Между тем в Костроме и Орловской области местные жители голосуют за возможность убрать памятники поставить рядом (или прямо на его место) часовню и церковь.

•    Работа с «образом Ленина». «Глушение исторической политики». Последняя группа требует специального комментария. Ещё одним возможным способом оценки со стороны общества исторической фигуры Ленина и памятников, установленных в его честь, является возможность их изменения, влияющего на смысл того исторического сообщения, которое несёт памятник. Так в Мурманске на постаменте к памятнику были нарисованы советский герб (серп и молот) и нацистская свастика – и между ними поставлен знак равенства (см.картинку). В Находке двое художников разрисовали постамент, на котором сидит Ленин, превратив его «сиденье» в гигантский кусок сыра.

Термин «глушение исторической политики» предложен мной по аналогии с culture jamming – известным по крайней мере с 1984-го года культурным и общественным движением уличных художников и активистов, дорисовывающих и перерисовывающих рекламные плакаты и изображения так, чтобы изменить их смысл, высмеять рекламируемый товар, обратить внимание зрителя на его негативные стороны. Одну из наиболее известных характеристик деятельности «глушителей культуры» (или «глушителей рекламы») дала Наоми Кляйн в своей книге «No Logo»: «глушители массовой культуры» – те, кто пародирует рекламу и нападает на рекламные щиты с целью радикально изменить смысл изображенного на них. Улицы – это общественное пространство, утверждают «рекламобойцы», и, поскольку большинство населения не может позволить себе противостоять корпоративному внушению собственными рекламными выступлениями, у населения должно быть право выражать свое отношение к этим образам, видеть которые оно никогда не выражало желания». » . <…> «наиболее изощренные методы «глушения культуры» – это не одиночные пародии на рекламные объявления, а попытки перехвата инициативы – контрпослания, внедрение в корпоративные коммуникации с тем, чтобы получилось послание, находящееся в разительном несогласии с тем, которое предназначалось публике» (курсив С.Б.).

Заменив в нашем случае рекламную модель больших корпораций на историческую политику, одним из важных инструментов которой является установка/не установка или снос памятников тем или иным историческим фигурам мы получаем возможность говорить о своеобразном отклике со стороны общества на государственную политику, выражаемую в «глушении исторической политики». Разумеется, конкретные примеры с Лениным имеют и другую смысловую сторону – в частности, ещё советскую традицию пренебрежительного отношения к его памятникам, восприятию их «карнавальной» роли в позднесоветской культуре (при этом не случайно, что одним из идеологических источников culture jamming является работа Михаила Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса»). Среди материалов мониторинга есть и другие примеры схожих по исполнительской манере «контрпосланий» от граждан-художников к государственной власти.

Наоми Кляйн называет удачное «глушение массовой культуры» – «рентгеном подсознания рекламной кампании».

Если представить в качестве заказчика и исполнителя «исторической рекламной кампании» государство, то именно в этом «рентгене» его подсознания и состоит одна из важнейших, если не важнейшая задача мониторинга исторической политики.

По теме:

Мы советуем
16 января 2012