Сергей Бигос. На особом учете

8 августа 2019

Более двух десятков лет минуло с тех пор, как я заинтересовался творчеством художника Сергея Демьяновича Бигоса (1895, Киев – 1944, ГУЛАГ) [УИ писали о нем ранее — прим. ред.]. Он был талантливым иллюстратором, учеником В. Фаворского, автором иллюстраций более чем сорока книг, выпущенных в первой трети 20-го века. Меня привлекал  его творческий почерк, загадочность редкой фамилии, и полное отсутствие информации о нем в доступных источниках. Вскоре стала понятна причина забвения: в годы Большого террора Бигос стал жертвой политических репрессий ― погиб в сталинских лагерях. Желание узнать о личности и творческом пути художника побудило меня к розыску материала в музеях, архивах, библиотеках. Подарком судьбы было неожиданное знакомство с Луэллой Бигос, дочерью художника. Она щедро делилась воспоминаниями об отце, показывала бережно сохраненные ею фотографии, рисунки и документы.

Результаты исследований легли в основу книги, вышедшей в свет в свет двумя изданиями. Второе, значительно переработанное и дополненное[1], появилось в начале 2016 года. Мне представляется, что книга получилось достойной памяти Сергея Бигоса, художника и человека.

Недавно мне удалось, наконец, найти документы, которые проливают свет на вероятную первопричину несчастий Бигоса, — почему в 1937 году он был отправлен в ГУЛАГ и сгинул там.

Я нашел информацию о Бигосе в базе данных, созданной Сергеем Волковым — доктором исторических наук и автором около 150 научных статей по истории Белого движения. Ученый создал массив информации на основе примерно 1,5 млн записей архивных материалов и литературы. Сейчас в нем свыше 100 тысяч персоналий. Мне повезло: в этой базе обнаружилась следующая информация: «Бигос Сергей Демьянович, р. в Киеве. Прапорщик. В белых войсках Восточного фронта. Взят в плен. Осенью 1921 на особом учете в 5-й армии и ВСВО»[2].

Напомню, что столицей Восточной Сибири в то время был город Иркутск.

Иллюстрация Бигоса к «Вечеру накануне Ивана Купала» Гоголя, 1931

Иллюстрация Бигоса

Иллюстрация Бигоса к сборнику «1905 год в художественной прозе», 1935

Сведений о годах, проведенных нашим героем в армии, к сожалению, не сохранилось. В своей книге я поместил 2 фотографии новобранца С. Бигоса в военной форме (изготовлены в 1915 г. в мастерской города Балта Подольской губ., ныне Одесской обл., где он тогда жил с семьёй). Теперь, после находки записи С.В. Волкова, появилась надежда реконструировать, хоть и не полностью, события столетней давности.

Расскажу еще об одной находке. Уже после сдачи в печать второго издания книги о художнике мне пришло сообщение от Луэллы Бигос. Она писала о том, что получила письмо от своей двоюродной сестры Ольги[3], дочери сестры художника. К сообщению прилагалось чудом сохранившееся, переснятое с почтовой карточки (видимо, не отосланное адресату) любовное письмо молодого Сергея Бигоса девушке, которую он встретил в городе, куда забросила его армейская судьба. В конце этого письма — место и дата: «Иркутск, 5 ноября 1917 года». Сергею в этот момент 22 года. Вряд ли Бигос стал бы писать такое письмо случайной знакомой — можно предположить, что до объяснения в любви прошло несколько месяцев. Таким образом, можно считать доказанным, что будущий художник оказался в Иркутске до большевистского переворота.

После переворота 1917 года в стране (и в Сибири, в частности) началась гражданская война. В Иркутске на короткое время была установлена советская власть. Затем, летом 1918 года, к власти пришли белые. К концу 1918 года белыми в России уже командовал Колчак.

А в конце декабря 1919 года город захватывают части 5-й армии РККА, Бигос попадает в плен. И переходит на сторону красных. Слова С. В. Волкова «Взят в плен. Осенью 1921 на особом учете в 5-й армии и ВСВО» говорят о том, что после сдачи в плен человека не помещают в концентрационный лагерь (что, кстати, часто случалось), а оставляют на свободе. Во время гражданской войны сдача в плен из Белой армии Красной и наоборот была обычным делом.

Другими словами, Бигос принял советскую власть не вполне по доброй воле, а лишь после того, как попал в плен к красным, и это, в сущности, было для него единственным выходом.

Фото Бигоса в Бутырской тюрьме, 1937

И конечно, «на особом учете» человек находился потом всю свою жизнь. Беру на себя смелость предположить, что спустя почти 20 лет, во время Большого террора, арестован Сергей Бигос был именно из-за своего прошлого. Кстати, в «Анкете арестованного» (Бутырская тюрьма, ноябрь 1936) имеется соответствующая запись. В ответ на вопрос следователя о службе в Белой Армии, Бигос честно отвечает: «Прапорщик в 1-м отдельном иркутском батальоне у Колчака[4]». Впрочем, и без такого ответа, участь человека, попавшего в жернова большевистского режима, была, конечно, предрешена.…

И последнее. 9 апреля 2017 г. в Москве, на стене дома, в котором жил до ареста художник с женой и дочерью (Яковоапостольский пер., 7), установлен памятный знак. Увековечение памяти Сергея Бигоса стало возможным благодаря поддержке правозащитного общества «Мемориал», в рамках гражданской инициативы «Последний адрес».


[1] Райхин А. Сергей Бигос. Путь художника / [Послесловие Г.А.Загянской]. 2-е изд., испр. и доп. М.: 2015. 136 с.

[2] Волков С. База данных «Участники Белого движения в России» на январь 2016. Буква Б., С. 347. URL:http://swolkov.org/2_baza_beloe_dvizhenie/pdf/Uchastniki_Belogo_dvizhenia_v_Rossii_02-B.pdf (дата обращения: 18.10 2018).

[3] Сестра художника, Валентина Демьяновна Бигос, перебралась в начале 1920-х гг. вслед за братом в Иркутск. Там же вышла замуж за Василия Квитко. Ольга Васильевна — их дочь. Их сын, Константин Васильевич, оказал автору большую помощь при составлении родословной художника.

[4] ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-78284. Копию «Анкеты арестованного» 1936 г. из указанного дела см.: Фонд «Последний адрес». Бигос Сергей Демьянович // URL: http://www.poslednyadres.ru/pictures/Bigos (дата обращения: 18.10.2018).

Мы советуем
8 августа 2019