День победы в последние годы отмечается все более пышно и позиционируется как чуть ли не единственная «духовная скрепа» российского общества. При этом широко используются советские символы, а в официальной риторике подчеркивается преемственность СССР и современной России. Мы решили узнать, как отмечается день победы в стране, которая также пережила трагедию Великой Отечественной войны, но максимально дистанцировалась — по крайней мере, формально — от советского наследия. Украинский историк Виктория Науменко рассказывает, как изменялись практики празднования Дня победы в этой стране за последние пять лет.
9 мая остается одной из самых значимых памятных дат в Украине. По данным социологических опросов последних 10 лет, от 60 до 80% украинских граждан считают этот день большим праздником. Военные парады, торжественные шествия ветеранов, военно-исторические реконструкции, массовые гуляния и концерты многие годы были неотъемлемой частью Дня победы. Однако, события Евромайдана и последующие за этим аннексия Крыма Россией и военные действия на Донбассе, которые продолжаются и сегодня, привели к значительным изменениям в том, как украинцы отмечают 9 мая и как относятся к этому дню. Как известно, сторонники «антимайдана», российские политики и пророссийские сепаратисты для обличения участников Майдана и проукраинских сил активно использовали и используют риторику, связанную с Великой Отечественной войной: называют своих противников «фашистами» и «нацистами», а георгиевскую ленту сделали символом противостояния «киевской хунте». На этом фоне в украинском обществе возникла активная дискуссия о значении и значимости Дня победы, а также о необходимости дистанцироваться от советской/российской практики празднования 9 мая как Дня победы в Великой Отечественной войне и перейти к европейским практикам отмечания дня памяти и примирения.
Церемония
Одним из результатов этой дискуссии в Украине стало принятие новых законов, которые изменили порядок проведения публичных торжеств, посвященных Второй мировой войне. В первую очередь речь идет об указе президента от 24 марта 2015 г. о праздновании 8 мая как Дня памяти и примирения и законы о декоммунизации, принятые Верховной Радой Украины 9 апреля 2015 г., в частности закон «Об увековечивании победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 гг.» и закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики».
Согласно этим законам, 9 мая празднуется как День победы над нацизмом во Второй мировой войне, а 8 мая — как День памяти и примирения. Члены Организации украинских националистов и бойцы Украинской повстанческой армии, которые в ходе войны сражались с красноармейцами на стороне нацистов, а затем — и с теми, и с другими, признаны борцами за украинскую независимость. Кроме того, запрещена деятельность коммунистической партии и использование в политических акциях коммунистической символики наравне с нацистской.
С принятием этих законов дискуссия не только не утихла, но еще больше поспособствовала интенсификации так называемых «войн памяти», а мемориальные комплексы стали своеобразным «полем боя» конкурирующих точек зрения на события Второй мировой.
Чтобы проследить, как менялась практика празднования 9 мая в период 2013-2018 гг. в Украине, возьмем два наиболее популярных мемориальных места — парк «Вечная Слава» в Киеве и Мемориальный комплекс «Слава» в Харькове. В парке «Вечная Слава» обычно проходят общегосударственные официальные церемонии, посвященные Дню Победы над нацистской Германией, на которые ориентируются другие регионы Украины. Харьков известен тем, что в нем не утихает противостояние пророссийских и проукраинских сил в публичном пространстве (весной 2014 г. была даже предпринята неудачная попытка захвата власти пророссийскими сепаратистами).
Что касается официальных церемоний, то еще в советское время сложилась традиция начинать празднование 9 мая с возложения представителями власти венков и цветов к мемориальным монументам и могилам неизвестного солдата. На торжественной церемонии присутствовали организованные колонны, представляющие различные политические партии, общественные организации, предприятия, районы города. В Киеве главное место возложения цветов на 9 мая — обелиск Славы, в Харькове — памятник Родина-мать в Мемориальном комплексе Славы. Официальная церемония сопровождалась выступлением военного оркестра, диктор зачитывал имена героев войны, объявлялась минута молчания. Главный акцент на этих торжественных митингах делался на героической победе, подвиге солдат Красной Армии, отдавших жизнь за победу над фашистскими захватчиками. Дальнейшие мероприятия — шествия ветеранов, военные парады, концерты — обычно проходили на центральных улицах. Последние парады, посвященные Дню Победы, в обоих городах были проведены в 2013 г., причем в Харькове в военном параде принимали участие курсанты военно-воздушной академии России.
Начиная с 2014 года, официальные церемонии возложения цветов к обелиску Славы в Киеве в связи с повышенной опасностью терактов проходили при усиленных мерах безопасности, с допуском ограниченного количества людей. Участники церемонии, во главе с бывшими президентами Украины, ветеранами и представителями центральной и городской власти, а также церкви возлагали цветы, после чего объявлялась минута молчания и звучал гимн Украины. После отъезда официальной делегации доступ в парк Славы открывался для всех желающих. Возложить цветы к монументу приходили как организованные колонны от представителей отдельных политических партий и религиозных организаций, так и не относящиеся ни к каким организациям люди. В 2014 г. все праздничные мероприятия были отменены, однако уже с 2015 г. снова стали проводиться концерты, посвященные Дню Победы, шествия военных оркестров, «полевая каша» для ветеранов и др. Следует отметить, что масштабы мероприятий стали намного скромнее.
В Харькове ритуал возложения цветов менялся постепенно. При усиленных мерах безопасности вход на мемориал не ограничивался. Но если во время торжественной церемонии в 2014-2015 диктор зачитывал имена героев-харьковчан, отдавших свою жизнь во имя победы над фашизмом, то уже с 2016 года началось смещение акцента на почитание памяти многочисленных жертв войны, а с 2017 имена героев войны вообще перестали произносить. Другое новшество: теперь диктор каждый год неоднократно упоминает, что во время Второй мировой войны солдаты боролись за освобождение «нашей украинской земли», а Харьковщина, Слобожанщина — это «священная украинская земля». Так, перед объявлением минуты молчания по погибшим в войне диктор говорит: «Вечная слава и вечная память героям, которые отдали жизнь за свободу и независимость нашего народа, нашей родной Украины!». Следует отметить, что обычно официальные церемонии ко Дню Победы в Харькове проходят на русском языке. В 2015 году впервые была сделана попытка провести озвучивание торжественного мероприятия на двух языках — русском и украинском. Синхронного перевода не было, отдельные фрагменты торжественной речи зачитывались на украинском, другие — на русском. Например, имена харьковчан-героев, погибших в войне, были оглашены на русском языке, а минуту молчания объявили на украинском. В последующие годы организаторы вернулись к русскоязычному озвучиванию мероприятия.
Значительно изменилось оформление мемориалов 9 мая. До 2014 года неотъемлемой частью праздничного убранства был почетный караул военных в форме бойцов РККА со знаменами Победы.
После событий Евромайдана каждый год советская атрибутика все больше вытесняется украинской: вместо советской формы почетный караул носит украинскую и держит украинские флаги.
В 2016 была сделана попытка соединить советские и украинские традиции, — возможно, с целью показать преемственность воевавших за освобождение украинской земли во время Второй мировой войны и в современном военном конфликте на востоке страны. Тогда возле могилы неизвестному солдату стояла пара почетного караула: молодой человек в форме РККА, но без каски и красного флага, и девушка в украинской военной форме с заплетенной в косу желто-голубой лентой. Окончательно от советской формы и красных знамен в Харькове отказались только в 2018 году.
Противостояние
С 2015 года мемориальные комплексы фактически превратились в арену борьбы между пророссийски и проукраински настроенными людьми, которая начинается после проведения официальных торжеств. Многочисленные словесные перепалки и драки связаны в первую очередь с внешней символикой и атрибутикой, по которой можно определить идеологическую ориентацию человека в российско-украинском противостоянии: например, георгиевская лента или красный мак, красные или черно-красные флаги, вышиванки, футболки с надписью «Спасибо деду за победу!» и так далее.
К счастью, эти стычки довольно быстро пресекаются представителями правоохранительных органов. При этом особо стоит отметить, что в разных областях Украины их инициаторами выступают люди разных взглядов. Так, во Львове столкновения на 9 мая (как до 2014 года, так и после) в основном провоцируются носителями конфликтующих культур памяти, которые по-разному оценивают значение этого дня: одни — как великий праздник победы над фашизмом, другие — как смену нацистского режима коммунистическим репрессивным режимом. А вот в Киеве и Харькове противоборствующие стороны в большинстве не оспаривают важность победы над нацистской Германией. Точкой разногласий становится именно отношение к символике, которая ассоциируется с определенным отношением к текущей политической ситуации, а конкретнее — поддержкой независимого украинского государства или поддержкой пророссийского курса, вплоть до объединения с Россией или воссоздания Советского Союза.
Вопрос символики все эти годы имел особое значение, что связано с вступлением в силу закона о запрете советской и нацистской символики. За прошедшие 5 лет от георгиевской ленты как символа победы отказались практически все, но попытка заменить ее красным маком не достигла большого успеха — в основном его прикрепляют к своей одежде представители правительства и других государственных учреждений. В 2014 году абсолютное большинство людей пришли к мемориалам, имея на себе георгиевскую ленту, и совсем незначительное количество отдало предпочтение красному маку. С 2016 года, когда георгиевская лента оказалась под запретом, некоторые посетители памятных мест, чтобы показать свою преданность советской символике, брали с собой красные шары и подбирали одежду соответствующих цветов — красного или в черно-оранжевую полоску. Интересно, что большинство конфликтов 9 мая в Киеве провоцировали пророссийски настроенные участники торжеств, демонстративно обзывая людей в вышиванках и с красным маком на одежде фашистами, а в Харькове — наоборот, представители националистических сил нападали на людей, прицепивших георгиевскую ленту.
Что изменилось?
Важно и заметно, что за последние 5 лет 9 мая стало в большей степени осознаваться как день победы над врагом, а не просто очередной красный день календаря. Если до 2014 года многие участники церемоний были членами разных государственных организаций, политических партий и т.д., и подвозились к мемориалам организованно, в «добровольно-принудительном порядке», то уже с 2015 года партийные флаги исчезают из пространства проведения торжеств, а большинство людей приходят к мемориалам своих ходом, с семьями детьми и друзьями. Также с 2015 года появилась новая категория посетителей мемориалов — участники антитеррористической операции на востоке страны, которые стремятся показать свое уважение героям Второй мировой. Подавляющее большинство опрошенных с 2014 по 2018 годы людей, которые пришли к памятным местам, связывали свое посещение с семейной историей, с тем, что их родственники или погибли в этой войне, или принимали в ней активное участие. Они подчеркивали, что о героях войны необходимо помнить, и эта память должна передаваться из поколения в поколение. Многие отмечали, что с началом военных действий в Донецкой и Луганской областях поняли, что надо еще больше уважать этот праздник, помнить те события для того, чтобы не было новой войны.
В разговорах с молодыми людьми в возрасте до 35 лет наблюдается тенденция, что благодаря последним политическим событиям в Украине они больше стали интересоваться историей Второй мировой войны, в частности — историей символики. А люди среднего и старшего возраста практически перестали сетовать, что молодежь забыла и не чтит День Победы.
Исследование базируется на наблюдениях, проведенных в Киеве и Харькове в рамках различных проектов с 2013 по 2018 годы. В частности, в 2014 году сбор информации происходил в рамках проекта немецкого историка Йохена Хелльбека «История и диалог в Украине: Документационный проект о 9 мая»; в 2013 и 2015 году — в рамках международного проекта «Победа — свобода — оккупация: Военные мемориалы и церемонии памяти, посвященные 70-й годовщине окончания Второй мировой войны в постсоциалистической Европе» под руководством историка Михаила Ґабовича.