В начале 1962 г. директоры и ведущие сотрудники банков и сберегательных касс Магдебурга получили одно необычное предложение. 6 января 1962 г. они должны были приехать в столовую городской администрации Штази для работы. К вечеру все должны были вернуться домой, как говорилось в приглашении.
В ту январскую субботу сотрудники Магдебугского Министерства государственной безопасности (МГБ) быстро перешли к делу. После обеда группы из МГБ будут сопровождать банковских шефов к их филиалам, чтобы провести «инспекцию хранилищ, сейфов и банковских ячеек», — было сказано растерянным гостям. Так началась «Акция свет».
По тому же сценарию, как в Магдебурге, это происходило в этот январский день и в других немецких округах.
За безобидным названием «Акция Свет» на самом деле стояло государственное ограбление, беспрецедентное в истории послевоенной Германии.
По приказу Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) в 1962 г. сотрудники Штази «подчистили» бесчисленные хранилища и сейфы, взломав банковские ячейки, владельцы которых сбежали из ГДР или не вернулись с войны, а также обыскали склепы и подвалы замков, церквей и монастырей. Все найденные объекты искусства и ценности были затем проданы на Западе и конвертированы в несколько миллионов немецких марок.
Исследование
Пятьдесят лет спустя этот грабеж впервые стал предметом научного изучения. Немецкий центр культурного наследия (НЦКН/DZK) в Магдебурге запустил совместный исследовательский проект совместно с Институтом Ханны Арендт в Техническом университете Дрездена.
Цель этого амбициозного проекта – найти информацию о замысле, реализации и действующих лицах «Акции Свет», а главное — узнать, что они собой представляли, сколько их было и какова была их дальнейшая судьба.
По окончании этого двухлетнего проекта Институт Ханны Арендт подготовит научную публикацию. Пока не ясно, будет ли создана база данных по украденным произведениям искусства, ювелирным изделиям, почтовым маркам, подлинным рукописям и документам. «Это зависит, конечно, от информации, которую смогут собрать исследователи», — говорит Уве Хартманн, руководитель Факультета локальных исследований в НЦКН.
Частные коллекции
Многие поисковые запросы, касающиеся «Акции Свет», пересекаются с уже существующей Базой данных потерянного искусства Магдебурга. «Эта база данных связана с искусством, похищенным нацистами. С самого начала мы единодушно согласились, что мы не допустим путаницы в довоенных и послевоенных культурных пропажах», – говорит Хартман
Этот проект будет началом фундаментальных исследований в области, которая до этого оставалась вне поля зрения НЦКН – похищение предметов искусства в Советской зоне оккупации Германии и ГДР. Сегодня становится очевидно, что коллекционеры предметов искусства и антиквариата из Восточной Германии были жертвами экспроприаций не только в период послевоенной смуты.
До 1989 г. компания «Kunst und Antiquitäten GmbH», принадлежавшая Департаменту торговой координации [при Министерстве внешней и внутренней торговли ГДР], занималась продажей на Западе ценных экспонатов, до этого незаконно конфискованных у частных коллекционеров или изъятых из государственных собраний.
После воссоединения Германии жертвы этой практики могли попытаться защитить свои имущественные права. Однако Федеральное правительство пока так и не утвердило официальный порядок подачи требований о возврате конфискованных коллекций и об изучении истории происхождения предметов искусства из государственных собраний. И возможно, что исследовательский проект, посвященный «Акции Свет», подготовит для этого почву.
«Время не ждет» — добавляет Уве Хатрман из НЦКН. «Архивные сотрудники и руководители музеев и национальных фондов также призывают нас разобраться с этой проблемой. Уже несколько лет изучают они собственные коллекции и каталоги, пытаясь найти возможные экспонаты, изъятые нацистами. И они очень хотели бы, чтобы их сложные розыски были объединены с исследованием, что из «пропавшего искусства» могло быть связано и с культурными потерями Восточной Германии».
Исследование «Акции Свет» началось первого сентября этого года, однако проекту пока сложно «оторваться от земли» — содержательных свидетельств о грабеже 1962 г. в принципе мало, а те, что доступны, сообщают немногое.
Однако в Центре документации Штази была обнаружена целая серия актов, связанных с «Акцией Свет». Эти документы, представленные редакции газеты «Берлинер Цайтунг», отражают ужасающие размахи грабежа – похоже. что Штази присвоила миллионы.
Так, в предварительной версии итогового отчета от 11 июля 1962 г., подписанной министром Штази Эрихом Мильке фигурирует «огромное число неучтенных ценностей, … общая стоимость которых, по предварительным оценкам, составляет 4,1 миллиона немецких марок». Среди списка лиц, которым предназначался этот шестистраничный отчет, стоят имена Первого секретаря ЦК СЕПГ Вальтера Ульбрехта, заместителя председателя Правительства ГДР Вилли Штофа и министра финансов ГДР Вили Румфа.
Только от продажи первой части предметов искусства, ювелирных изделий и фарфора, Штази надеялась на выручку не менее двух с половиной миллионов немецких марок.
В 1963 – 1965 г. специально сформированная группа Штази, в состав которой входило по меньшей мере семь сотрудников, организовала продажу украденных предметов искусства на Западе.
Центральную роль в операции, проходившей под кодовым названием «Конто», сыграл Иоганн П., предприниматель из Западного Берлина, который продавал для Штази произведения искусства, рукописи и ценности. Доходы в размере нескольких миллионов немецких марок поступали на специальный счет Казначейства ГДР.
То, что Штази и ее западноберлинский помощник могли предложить коллекционерам и перекупщикам из Западной Германии, перечислено в протоколе от 13 октября 1962 года – этот документ содержит более ста страниц. В нем перечислены объекты, конфискованные в ходе «Акции Свет».
Среди сокровищ, изъятых из хранилищ и банковских ячеек были усыпанные алмазами диадемы, колье, серьги и короны, золотые браслеты с драгоценными камнями, а также инкрустированный бриллиантами придворный орден Екатерины II.
Кроме того, Штази захватила более 250 картин, эстампов и офортов, среди которых работы Лукаса Кранаха, Каналетто, Альбрехта Дюрера и Рембрандта, а также оригинальные рукописи и письма, в том числе Буша, Фаллерслебена, Фонтане, Гете, Гауптмана, Гейне, Шиллера, Гердера, Ходовецкого, Арндта, Дворжака, Мандельсона-Бартольди, Паганини, Регера, Сен-Санса, Штрауса, Шумана, Коринта, Менцеля, Дарвина, Гумбольдта, Геккеля, Марии Терезы, Августа Сильного, Фридриха II, Наполеона и множество других ценностей и предметов искусства.
Согласно списку, Министерство финансов получило в общей сложности 1006 сберегательных книжек нацистского периода, четырнадцать расписок о кредитных обязательствах «с незапамятных времен», а также два килограмма чистого золота, триста килограммов серебра и десять граммов платины.
Сохранившиеся документы Штази дают отчетливо понять, что должностные лица ГДР отдавали себе отчет в том, что в ходе «Акции Свет» они присваивают себе то, что до этого было награблено нацистами и некогда являлось собственностью жертв национал-социализма. Так, в одном из указаний Штази от 1971 г. можно прочитать: «Конфискованные предметы были и имуществом частных лиц, и материальными ценностями фашистского государства. Не исключается возможность, что иностранная собственность, украденная фашистскими учреждениями, входит в число конфискованных предметов».
Автор: Андреас Фестер
Перевод: Наталья Колягина