Дело Синявского и Даниэля (процесс Синявского и Даниэля) стало первым громким политическим процессом начинавшейся брежневской эпохи.
Писатели несколько лет тайно публиковали за границей свои беллетристические произведения. Их псевдонимы Абрам Терц и Николай Аржак (соответственно) были раскрыты органами госбезопасности (по непроверенной версии, принадлежащей поэту Евгению Евтушенко, информация была получена из США в обмен на какие-то советские секреты, интересовавшие американцев). Обоих писателей-«подпольщиков» арестовали в сентябре 1965 и предъявили им обвинение в «антисоветской агитации и пропаганде» (статья 70 Уголовного кодекса РСФСР). В печати развернулась интенсивная «разоблачительная» кампания.
Государственный пиар вызвал не совсем те результаты, на которые рассчитывала власть: не только за рубежом, но и в СССР начались общественные выступления в защиту арестованных писателей. Дело Синявского и Даниэля (как и за два года до этого дело Иосифа Бродского) поначалу вызвало резонанс в литературных кругах, но вскоре вышло за их пределы. В официальные советские инстанции были направлены десятки индивидуальных и коллективных обращений против преследований по политическим мотивам. И совершенно необычным для советских граждан (порядком отвыкших от свободных манифестаций) стал «митинг гласности», состоявшийся 5.12.1965 в самом центре столицы – на Пушкинской площади. Одним из ключевых его лозунгов стало требование соблюдать процессуальные нормы: предстоящий процесс над Синявским и Даниэлем не должен быть тайной и безгласной расправой.
В феврале 1966 Верховный суд РСФСР приговорил Синявского к семи годам лишения свободы, Даниэля – к пяти. Огромное общественное значение имело достойное поведение подсудимых на процессе. Они не признали себя виновными, более того, Синявский превратил свое последнее слово (так на юридическом языке называется заключительная речь подсудимого перед вынесением приговора) в манифест свободы творчества.
Материалы, связанные с делом писателей (отечественные и зарубежные выступления в их защиту, запись процесса, статьи советской и иностранной прессы), были собраны А.И. Гинзбургом осенью 1966 в документальный сборник, изданный в декабре того же года за рубежом под названием «Белая книга».
Процесс Синявского и Даниэля привёл к консолидации отдельных протодиссидентских компаний и кружков, протестная риторика стала вбирать в себя идеи права, прав и свобод человека. Именно поэтому историки связывают возникновение в СССР общественного движения в защиту прав человека с событиями вокруг дела двух писателей, которые решились рискнуть личной свободой ради свободы творчества.
Литература по теме:
- Белая книга по делу А.Синявского и Ю.Даниэля / Сост. А. Гинзбург.- Франкфурт-на-Майне: Посев, 1967. 411 с.
- Цена метафоры, или преступление и наказание Синявского и Даниэля / Сост. Е.Великанова.- М.: Книга, 1989. 528 с.- Из содерж.: Последнее слово на суде Андрея Синявского. С. 474-479; Последнее слово на суде Юлия Даниэля. С.480-487.
- Евграфов Г., Карпов М. По статье 70-й // Огонек.- 1989.- № 19. С.19-24.
- Зубарев Д.И. Из жизни литературоведов // Новое лит. обозрение.- 1996.- № 20. С.145-176.- Из содерж.: 2. «У нас есть враги среди нас». С. 148-176.
- Зубарев Д.И. Встречный бой // Новое лит. обозрение.- 1998.- № 30. С.135-164.
Геннадий Кузовкин
Дополнительные материалы
- Документальный фильм: «Процесс Синявского и Даниэля»
(Россия, 2007). Режиссеры Александр Коняшев, Ольга Каменкова-Павлова