Выставка «Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США», готовилась в США с 1996 по 1999 г. В США она была показана в 1999 г., российское турне состоялось в 2000 г. 200 фотографий 39 советских и 22 американских авторов, представленных на выставке, являются важным историческим источником, говорящем гораздо больше не о самой реальности 1930-х (времени Великой утопии и Великой депрессии), а о её желаемом образе. Ниже:
-
пресс-релиз выставки, включающий информацию о фотографах;
-
статья о выставке её куратора Лии Бендэвид-Вэл;
-
рецензия на выставку в газете «Культура», где также приводятся экспонируемые фотографии.
Пресс-релиз выставки «Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США»:
30-е годы в истории ХХ столетия – эпоха окончательного формулирования и практического воплощения тех политических, экономических, идеологических, социальных и культурных закономерностей, которые определяли развитие и лицо мира до последних дней истекающего финального века второго тысячелетия.
Именно 30-е годы стали тем рубежом, где два государства – Советский Союз и Соединенные Штаты Америки, отношения которых оказывали решающее влияние на судьбы мира на протяжении большей части ХХ века, – заложили основы своего статуса сверхдержав.
Этой эпохе посвящена выставка “Пропаганда и мечты. Фотография 1930-х годов в СССР и США”.
Концепция выставки ставит целью сопоставление форм отражения в фотографии жизни двух государств под влиянием господствовавших в то время в СССР и США общественных и художественных тенденций.
В выставку включено около 200 произведений 39 советских и 22 американских авторов. Произведения для выставки предоставили американские, европейские и российские музейные, архивные, корпоративные и частные собрания, среди которых Библиотека Конгресса США.
Источник и полный вариант пресс-релиза – здесь.
Лия Бендэвид-Вэл. Американская мечта и советская пропаганда (статья куратора выставки):
<…> На протяжении 1930-х годов как в СССР, так и в США, правительство специально готовило фотографов для того, чтобы обеспечить поддержку своим социальным программам. В США одно из правительственных учреждений, организованных в соответствии с разработанной Франклином Делано Рузвельтом программой “Нового пути” – Администрация по защите фермеров (FSA) – образовало внутри своей структуры Исторический отдел, задачей которого было обеспечение через средства массовой информации положительного представления о работе Администрации. Проектом руководил ученый и экономист Рой Страйкер и результатом его деятельности явилось создание скрупулезно составленного образа Америки в переходный период.
Сохраняя свойственную временам царизма традицию править с помощью указов, Владимир Ильич Ленин заложил в 1920-е годы основы тотального правительственного контроля за информацией. Он разработал бюрократическую систему, призванную обеспечивать газеты материалами, поддерживающими идею бесклассового общества. Иосиф Сталин построил и укрепил эту систему в 1930-е годы. В поисках искусства, которое могло быть понятно массам, правительство ухватилось за идею социалистического реализма и сделало его обязательной доктриной. Для того, чтобы пробудить веру в коммунизм, этот новый стиль предусматривал дидактическое использование искусства, которое стало упрощенным и доступным, оптимистичным и героическим. Так возник образ СССР, выполненный в духе социалистического реализма. <…>
Советские и американские фотографы были удивительно похожи – своей энергией, идеализмом и чистой любовью к фотографии. Тем не менее именно механическая, кажущаяся сродни научной, специфика фотографии привлекала к ней внимание публики. Советские и американские фотографы однако не рассчитывали только на такую предполагаемую подлинность и точность фиксирования события. И те и другие верили, что фотография имеет социальное предназначение, и для того, чтобы служить ему, она должна быть возвышающей и убедительной. Если документ будет монотонным и скучным, его смысл не будет воспринят. Методы усиления воздействия фотографии были различными: неразработанная, импровизированная, порой даже безыскусная видимость предполагала правдоподобие; композиции, показывающие людей, находящихся в тяжелых обстоятельствах, вызывали сочувствие; фотография, сделанная с низкого ракурса, отдавала должное героическим свершениям. Оставаясь незаметными, превращая свою работу в нечто имперсональное, фотографы подразумевали, что созданные ими образы носят объективный характер, это – лишь то, что было увидено и беспристрастно зафиксировано. <…>
В культурном и историческом отношении СССР и США в 1930-е годы кардинально отличались друг от друга. Самое глубокое различие – и именно оно в наибольшей степени отразилось на воссоздаваемом в фотографии образе страны – коренилось во взаимоотношениях между индивидуумом и сообществом. Русский импульс коллективности, которым воспользовались Ленин и Сталин, коренился в деревенском жизненном укладе, восходившем скорее, к временам далекой древности, чем к марксистским или коммунистическим идеям. Групповая деятельность служила выражением патриотизма, идей самопожертвования, ценности дружбы. Отражение этого можно увидеть в сюжетах фотографий – это спортивные парады (метафора сталинской машины, которая может контролировать и заменять любого индивидуума); политические съезды; рабочие, строящие мощные индустриальные комплексы; толпы колхозников; люди, слушающие радио или учащиеся грамоте. Персональный момент возникает в фотографиях редко.
В то время как советские фотографы прославляли огромное коллективное дело, американские фотографы стремились к большей интимности и в масштабе, и в сюжете. Даже американские строительные проекты выглядят на фотографиях куда скромнее, чем их советские аналоги. Политические съезды, которые в США считались скорее значительными, чем благоприятными событиями, происходили редко, еще реже их фиксировали на пленку. Приметы обыденной реальности – семьи у себя дома или в пути, социальная и церковная деятельность, рабочий, занятый своим трудом или отдыхающий после конца рабочего дня, – все это в наибольшей степени трогало Америку и образовывало основную ткань документальной фотографии эпохи.
Источник и полный вариант статьи – здесь.
Газета «Культура» о выставке:
Для Советского Союза 30-е годы – время созидания и насилия, неотвратимого уничтожения человеческой личности и величайшего взлета человеческой мысли, время мучительнейшего напряжения и грандиозности жертв, время пропаганды мечты о светлом будущем – во имя одного из самых масштабных общественных деяний уходящего века – создания нового государства-титана.
Для США – это годы, когда Великая депрессия поставила под сомнение самое сущность американского образа жизни, время краха американской мечты и время пропаганды ее возрождения на новом пути для Америки.
В обеих странах, США и СССР, в тридцатых строился культ. Америка реконструировала миф американской мечты, а Россия строила вавилонскую башню коммунизма. В обеих странах весь народ, подобно вавилонским жителям, строил то, что на языке идеологии называлось “будущее” (аналоги: коммунизм, демократическое общество, мир и т.д.). Реальность не только стройки, но и будничной жизни народа в это время осталась запечатленной на фотографиях. Снимки этой эпохи обладают особой магией достоверности. Устроители, назвав коллекцию “Пропаганда и мечты”, соединили напластования смыслов каждой из составляющих названия выставки: соединили пропаганду в СССР периода коммунистического строительства и мечту в США эпохи экономической депрессии, надмирные идеи и агитацию за утопическое счастье.
Источник и полный вариант статьи (с иллюстрациями) – здесь.