Одной из горячих тем грузинской политической дискуссии в последние недели стал законопроект о запрете в стране советской символики. С такой инициативой выступила оппозиционная фракция «Сильная Грузия». Запрет распространится на скульптуры, барельефы и названия улиц советского периода.
Автор инициативы депутат Парлемента Грузии Гия Тортладзе приводит пример села Октомбери (Октябрь), которое до советизации Грузии назвалось «Джварцма» – «Распятие»:
«У нас много таких «красных» улиц и сел, и нужно вернуть им старые названия».
При этом, никаких ограничений на использование советских символов и изображений в частном, домашнем пространстве не предполагается.
«В своем собственном доме могут вешать любое изображение, однако на зданиях, в местах общественного скопления такой символики быть не должно. Не должны стоять скульптуры, например, Дзержинского. Наша страна понесла такой моральный ущерб, столько перенесла из-за большевизма, что мы морально обязаны с этим всячески распрощаться»,
– говорит Тортладзе. Депутат надеется, что, в случае поддержки парламентским большинством, законопроект может быть утвержден уже до конца октября.
«Советский период оставил серьезный отпечаток в нашей стране, это потери человеческих ресурсов и разрушение историко-культурного наследия…Сейчас наша страна идет в направление интеграции в европейские структуры, а с 2008 была принята Пражская декларация, согласно которой советская власть ассоциируется с фашизмом, и по этим причинам мы должны попрощаться с советской символикой».
Разработчики грузинского законопроекта говорят, что ориентируются на опыт стран Прибалтики, где «советская символика приравнена к фашистской, и запрещены обе».
В действительности, относительно разработанное законодательство о советской символике действует только в одной из прибалтийских стран – в Литве.
Принятые летом 2008 г. поправки к закону о собраниях запрещают использование нацистской и советской символики во время массовых мероприятий. Наряду с флагами и гербами гитлеровской Германии и нацистской свастикой, под запрет попали флаги и гербы СССР и Литовской ССР, а также серп, молот, пятиконечная красная звезда и “портреты деятелей, чьи имена связаны с репрессиями”. Во время массовых мероприятий не позволяется также транслировать гимны нацистской Германии, СССР и Литовской советской республики. Нарушение этих запретов может быть расценено как «пропаганда оккупационных режимов».
Для обеспечения реализации поправок у закону о собраниях внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях: нарушителю грозит штраф от 500 до 1000 литов (примерно 250-500 долларов) с конфискацией предмета символики (флага, знака, плаката, униформы и так далее). Вместе с тем, в поправке даны «смягчающие» уточнения и разъяснения: штрафы не распространяются на тех, кто использует символику в процессе просвещения, исследований, в художественном творчестве, в антикварной торговле. Они не будут применяться и при использовании официально существующей государственной символики (например, при исполнении российского гимна, чья мелодия идентична советскому), к участникам Второй мировой войны, надевающим свои униформы, к музеям, а также, если элементы советской символики (например, звезды) используются как атрибут современных партий.
Наблюдатели, критиковавшие введение поправок в литовский закон о собраниях, отмечали, прежде всего, размытость многих формулировок, что делает применение закона малоэффективным. Действительно, применение этих норм оказалось непростым делом и подчас приобретало черты фарса. Так, вскоре после после принятия поправок в Клайпеде были задержаны два школьника-члена военно-исторического клуба. На местный карнавальный праздник они пришли в формах солдат вермахта и Красной армии.
В Латвии – запрет на советские символы действует с начала 1990-х годов, правда, известны лишь единичные случаи его применения. Власти Эстонии в начале 2007 года планировали принять аналогичный закон, однако после скандала вокруг переноса Бронзового солдата отказались от этой идеи.
В качестве международноправого основания, автор грузинского законопроекта называет Пражскую декларацию 2008 г., согласно которой советский и большевистский период признали преступлением против человечества. Однако ссылка на этот документ как на юридический неверна – «Пражская декларация» (известная также как декларация «О Европейской совести и коммунизме») не имеет силы закона. Он была принята 3 июня 2008 года рядом общественных деятелей Чехии и других стран, многие из них – бывшие диссиденты и политзаключенные, историки и политики, депутаты Европейского парламента. Среди имен, открывающих список подписантов – Вацлав Гавел, Витаутас Ландсбергиса, Александр Подрабинек. На момент написания статьи декларацию поддержали 7122 человека. Текст доступен в сети, русской версии сайта нет.
Таким образом, в строго юридическом смысле, Пражская декларация не является основанием для принятия каких-либо национальных законов, осуждающих коммунистические режимы и ограничивающие использование советской символики. Этот и подобные ему документы важны в другом качестве – как отражение этических взглядов значимой части европейского интеллектуального и политического сообщества. Именно как голос части гражданского общества Пражская декларация может выступать поводом к обсуждению соответствующих решений в государственных и надгосударственных законодательных органах. Так, например, на призыв Пражской декларации к учреждению дня памяти жертв двух тоталитарных режимов – нацистского и советского, откликнулся Европейский парламент, утвердивший Европейский день памяти жертв авторитарных и тоталитарных режимов, который с 2009 года отмечается 23 августа, в годовщину подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году (Резолюция Европейского парламента «О европейской совести и тоталитаризме», помимо отдельно отмеченных преступлений сталинизма и нацизма, упоминает о последствиях Второй мировой войны в целом, а также о Голодоморе, режиме Франко в Испании и о геноциде в Сребренице в 1995 г.)
Учреждение памятной даты было не первым решением Совета Европы в отношении политики исторической памяти о сталинизме. Принципиальная позиция европейских депутатов была зафиксирована принятием 25 января 2006 года Резолюции №1481 «О необходимости международного осуждения преступных тоталитарных коммунистических режимов».
Возможное принятие закона о запрете советской символики в Грузии может поставить перед страной ряд вопросов, решение которых пока разботчиками проекта. В частности, речь идет о судьбе Единой коммунистической партии, которая по-прежнему использует красные флаги, флаги СССР, портреты Сталина и Ленина. Кроме того, особые отношения связывают грузин с личностью Сталина – к традиционным для постсоветского пространства расколам общественного мнения примешивается мотив землячества и гордости за соотечественника, достигшего вершин власти.
Если Парламент Грузии поддержит запрет, изменения коснутся и самого здания законодательного собрания – на его фасаде и в интерьерах до сих пор сохранились элементы советской атрибутики. Под угрозой могут оказаться несколько популярных тбилисских кафе и клубов, обыгрывающих символику советских лет.
Источники:
- В парламенте Грузии требуют ввести запрет на использование советской символики Новости-Грузия
- Президент Литвы подписал закон о запрете советской символики Лента.ру
- В Литве задержали школьников в костюмах гитлеровца и красноармейца Лента.ру
- Пражская декларация «О Европейской совести и коммунизме»
- Текст декларации ПАСЕ об учреждении Европейского дня памяти жертв тоталитарных и авторитарных режимов Европарламент
- Резолюция 1481 ПАСЕ «О Европейской совести и коммунизме» Совет Европы
- Политические партии Грузии: Флаги Вексиллография
Дополнительные материалы:
Статья на нашем сайте «О национальных образах прошлого» в постсоциалистических странах
Анастасия Леонова