Данная статья представляет попытку обзорного анализа комплекса юридическо-правовых мер, принятых объединенной Германией в отношении преступлений коммунистического режима ГДР и реакции общества на них. Эти меры, для обозначения которых принято использовать термин «правосудие переходного периода» (Transitional Justice), стали для бывшей Восточной Германии важной частью перехода к политической системе демократии.
Под «правосудием переходного периода», как правило, понимается не какой-то определенный вид правосудия, а набор мер или механизмов, которые каждое общество, осуществляющее переход из авторитарной или тоталитарной системы к демократической, выбирает и адаптирует к своей конкретной ситуации. Объединенная Германия более других стран преуспела в выработке и применении разнообразных механизмов «правосудия переходного периода»McAdams, James. Judging the Past in Unified Germany. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 1.. В этот комплекс специальных правовых мер входят судебные преследования лиц, ответственных за государственные преступления режима ГДР, а также процессы люстрации – ограничение на занятие определенных должностей в публичной сфере и на государственной службе для бывших сотрудников и осведомителей секретных служб. Стремясь к установлению исторической правды и примирению, объединенная Германия, кроме того, активно использовала для достижения этих целей открытие архивов органов госбезопасности, программу реабилитации жертв, а также институт специальной парламентской комиссии по изучению истории и последствий коммунистической диктатуры (Enquete-Kommissionen).
В данной статье рассмотрены как сами отмеченные механизмы, так и причины их принятия, а также проблемы, с которыми сталкивалось немецкое общество в ходе проработки репрессивного прошлого ГДР в юридическо-правовой сфере (juristische Aufarbeitung von DDR-Unrecht).
В первой части статьи рассмотрена история создания правовых основ таких практик, как обеспечение общественного доступа к архивам госбезопасности и проверка госслужащих на предмет сотрудничества со спецслужбами ГДР, или процесс люстрации. Речь здесь пойдет, прежде всего, о Законе об охране и использовании персональных данных Министерства госбезопасности, принятом Народной палатой ГДР 24 августа 1990 года, о Договоре об объединении Германии от 31 августа 1990 года, а также о Законе о документации Штази от 20 декабря 1991 года.
Вторая часть посвящена анализу опыта привлечения к ответственности лиц, виновных в государственных преступлениях и нарушениях прав человека во времена ГДР. Будут рассмотрены наиболее яркие примеры судебных разбирательств и проанализированы некоторые судебные решения по делам о гибели людей на германо-германской границе (процессы над пограничниками и над представителями высшего руководства и командования ГДР, ответственными за пограничный режим), а также по делам об извращении правосудия, по которым обвинялись члены судейского корпуса и прокуратуры ГДР.
В заключении кратко перечислены другие средства общественно-политического осмысления прошлого ГДР, подробное освещение которых не позволяет формат данной статьи.