Так называется один из разделов нового номера журнала «Иностранная литература» (№ 8, 2013), посвящённый Пражской весне.
В переводе Сергея Магида и с его предисловием опубликована подборка стихотворений чешского поэта Ивана Дивиша «Из книг поздних лет», где
<…> высказана или скорее выхаркана, как это свойственно Дивишу, непосредственная его реакция на Вторжение, прямым свидетелем и очевидцем которого он оказался самым буквальным образом, оттаскивая от колонны иноземной бронетехники, уже вступившей в предместье Праги, своего маленького сына Мартина, глазеющего на солдатиков <…>.
Я этому свидетель, и, если бы я не сказал это,
сын бы мне плюнул в глаза и остаток жизни,
отпущенной мне, был бы изгажен.
В том же разделе – рассказ самого С. Магида, в 68-м – солдата Совармии, введённой на территорию Чехословакии для подавления протестов, – «Отчёт за август».
Я гoвoрю, нa мир мы, кoнeчнo, пoглядим, и этo здoрoвo, нo вeдь и ceбя нaвeрнякa пoкaжeм, a вoт этo coвceм ни к чeму. Нo Рыбa гoвoрит, нaшe дeлo cкaзaть «ecть» и ничeгo нe дeлaть, дa и пoтoм мы жe им xoрoшeгo xoтим. Дa, гoвoрю я, coциaлизмa c нeчeлoвeчecким лицoм. Дa брocь, гoвoрит Рыбa, прocтo рaзвитoгo. A я гoвoрю, cвoбoдa прeждe вceгo. Нe знaю, гoвoрит Рыбa, в рукax нe дeржaл.
Там же, в переводе Нины Фальковской, опубликовано послесловие историка Адама Градилека к чешскому изданию книги Натальи Горбаневской «Полдень».
Она никогда не ратовала за создание ореола вокруг собственного участия в акции и всегда старалась привлечь максимум внимания к действиям других советских граждан, отважившихся на протест. Именно это она и делает в книге «Полдень».
Завершает раздел рецензия чешского журналиста Иржи Юста на книгу Йозефа Паздерки (бывшего корреспондента Чешского телевидения в Москве, специалиста по русско-чешским отношениям) «Вторжение 1968. Русский взгляд», разрушающую, как пишет Юст, «миф о российском неведении и отсутствии интереса к Пражской весне».
Заслуга Паздерки, я считаю, в том, что он наглядно показал: представление о русском равнодушии к Пражской весне ошибочно, – и доказал, что такого понятия, как «абсолютная поддержка», не существует. Сейчас это чрезвычайно важно. Разрушение чёрно-белых мифов на основании личного опыта разных людей может помочь чехам избавиться от массовых стереотипов и наконец осознать, что воля режима и воля народа – разные вещи. <…> Уверен, что и россиянам эта книга поможет глубже осмыслить недавнюю историю и, опираясь на слова своих соотечественников, понять, почему события августа 68-го оставили в чешском обществе трудно изгладимый след («Слово предоставляется свидетелям», перевод Полины Козеренко).
Антон Дубин