«Лётчики» стали четвёртой полнометражной и первой звуковой кинокартиной Юлия Райзмана – впоследствии одного из самых титулованных режиссеров сталинской эпохи, шестикратного лауреата Сталинской премии. В своих двадцати двух фильмах он отобразил почти всю советскую эпоху – начиная с периода революционных 20-х и заканчивая поздним «застоем» 80-х. Многие из них интересны тем, что посвящены современникам и обладают ценностью документов, зафиксировавших «дух эпохи» (знаковые черты повседневности, новые типажи меняющегося советского общества, атмосферу и парадоксы каждого из советских периодов).

Сценарий с говорящим названием «Окрылённые люди» написал А. Мачерет (сценарист и режиссер фильмов «Дела и люди» (1932), «Частная жизнь Петра Виноградова» (1934), «Ошибка инженера Кочина» (1939) и др.). Действие фильма происходит в лётном училище. В основе фабулы – личные отношения «учлёта» Гали Быстровой, командира отряда Сергея Беляева и начальника летной школы Николая Рогачёва. Райзман определил жанр «Летчиков» как «лирико-комедийную драму».

При этом по атмосфере и настроению «Лётчики» – это оптимистичный фильм-утопия, кинокартина о любви к небу и советским людям. Здесь много полётов и воздуха, пространства и белого цвета. Жизнь главных героев представляет собой ежедневный романтический подвиг. Конфликт между Беляевым и Рогачёвым – это конфликт двух типов романтического героизма: «лихаческого» юношеского и взвешенного зрелого. Пилот-ас Беляев разбивает самолет, исполняя сложный и запрещённый в училище трюк. На воротах лётного училища появляется растяжка: «Ударим по беляевщине!» Отстранённый от полетов за нарушение дисциплины, он страдает и грозит самоубийством. Немолодой Рогачёв, лишённый возможности летать из-за больного сердца, продолжает служить небу и людям: он конструирует новый тип самолета и доверяет его своему ученику.

Сцена испытания нового самолета, в которой патетика перемежается с добродушным юмором, может послужить символом всего фильма. Из одной больничной палаты в другую бежит Рогачёв, невзирая на протесты врачей. За ним выстраивается вереница любопытных пациентов. Толпа выбегает на балкон-солярий. Люди застывают, подняв головы к небу. По белым тентам и их лицам медленно скользят тени самолётов, отряд за отрядом проплывающих по небу…

На роль самоуверенного Беляева Райзман пригласил Ивана Коваль-Самборского – актёра, сыгравшего когда-то красавца-офицера Говоруху-Отрока в фильме Я. Протазанова «Сорок первый». Через три года Коваль-Самборский будет репрессирован по абсурдному обвинению в шпионаже. В Москву и на советский экран он вернулся лишь после смерти Сталина – пожилым и почти сломленным человеком… Роль Рогачёва исполнил актёр Вахтанговского театра Борис Щукин (в историю советского кино он также войдёт как исполнитель роли Ленина в дилогии М. Рома «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»). Театральные зрители знали Щукина в ролях Егора Булычёва или Тартальи из знаменитого спектакля «Принцесса Турандот»; Райзман предложил ему лирическую роль Рогачёва, немолодого романтика, влюблённого в свою ученицу. В роли Гали Быстровой снялась Евгения Мельникова – актриса, которая продолжит появляться на советском экране вплоть до 80-х годов (современный зритель может вспомнить её по комической роли Раечки из фильма «Цирк»).

У Райзмана было оригинальное понимание актерской киногении. По его фильмам 30-х годов особенно хорошо видно, насколько его главные персонажи не соответствуют кинематографическому стандарту по фактуре и типажу. Стеснительный, немолодой и лысоватый Рогачёв Щукина совсем не похож на безупречного соцреалистического героя, не ведающего сомнений и проблем со здоровьем.

Однако и советские зрители, и критики восприняли «Лётчиков» с энтузиазмом – в картине был тонко схвачен оптимистичный дух эпохи. Сталин назвал фильм «высокоталантливым произведением», отметив, что он сделан на уровне «Чапаева» Бр. Васильевых и «Юности Максима» Трауберга и Козинцева (в 1935 году оба фильма получили Главный приз на I МКФ в Москве; фильм Райзмана был награжден Почётной грамотой). «Лётчики» наравне с другими социально-утопическими по духу картинами этого периода (например, такими, как «У самого синего моря» Б. Барнета) проявляли светлую сторону формирующейся советской мифологии: ощущение молодости мира, любование красотой и благородством человека. Все эти фильмы появились в первой половине 30-х годов – в краткий период «первой оттепели» в кинематографе, как назвал его историк М. Гефтер. Ко второй половине 30-х годов «оттепель» сменится периодом ужесточения сталинской культурной политики, экранным отображением чего станет целый ряд дидактических картин об обострении классовой борьбы, шпионах и внутренних врагах.

Литература:

1) «Энциклопедия отечественного кино» о Ю. Райзмане

2) Нея Зоркая. «Райзман: сгустки истории»

3) О советском мифе вокруг авиации см.:

См. также:

Материал на «Уроках истории» о фильме Юрия Райзмана «Машенька»

Ольга Романова

Мы советуем
2 ноября 2009