Urokiistorii проводили игру по историческому ориенированию в парке скульптур Центрального Дома Художника. Теперь есть программа выездного урока-семинара по истории со школьниками старших классов: «Места памяти о прошлом в городском пространстве: советские памятники (на примере парка скульптур ЦДХ)». При этом ее можно использовать в работе с советскими памятниками в целом
Ключевые слова: история, память о прошлом и образы истории, места памяти, памятник, артефакт, историческая политика, пространство города
Парк искусств Центрального Дома Художника: справка (см. официальный сайт):
Возникновение. Парк искусств на Крымской набережной создан правительством Москвы и комитетом по культуре г. Москвы в 1992 году. В 1991 г. был проведен демонтаж памятников и монументальной скульптуры с площадей и улиц города. Многие из них были реставрированы и установлены в парке, в частности это такие известные памятники советского периода как памятники Сталину, Дзержинскому, Свердлову и др.
Коллекция. В этом парке расположен единственный в стране музей скульптуры под открытым небом. В коллекции – более 700 авторских работ монументальной и камерной скульптуры. Среди них произведения известных скульпторов советской эпохи – Е.Вучетича (памятник Дзержинскому), В.Мухиной, С.Меркурова (памятник Сталину), О.Комова, З.Виленского, И.Чайкова, а также работы современных авторов.
Исторические темы. Разнообразие экспонатов музея скульптуры позволяет работать с различными историческими сюжетами:
-
советские монументальные образы истории (исторический раздел парка формировался из демонтированных памятников советского периода). История России как история первых лиц (портреты «вождей»)
- советский образ войны (в музее есть специальный раздел, посвященный теме войны, в который вошли скульптуры Е.В.Вучетича «Стоять насмерть», О.С.Кирюхина «Разоружение», В.А.Дронова «Танковый десант», В.И.Мухиной «Требуем мира» и др., а также в качестве памятников выставлены противотанковый еж и военный грузовик). История России как история Победы (побед)
галерея литературных деятелей. История России как история великой духовности и священных имен («Пушкинский сквер» в парке)
- за фасадом официальной советской истории; проблема негероических образов. История России как история государственного террора (в 1998 г. на основе переданных в дар произведений скульптора Е.И. Чубарова в парке появился раздел, посвященный жертвам сталинских репрессий).
Парк скульптуры ЦДХ как исторический артефакт.
Исторический раздел парка скульптуры – уникальное место: это кладбище памятников, своебразная «братская могила» памяти. Памятники не созданы специально для парка, а свезены сюда из разных мест и времен. Артефакт – искусственный, специально созданный объект, изучая который, можно многое понять о его создателях и времени, эпохе создания.
Памятники – это артефакты истории, причем они имеют двойственную природу:
- исторические памятники заключают в себе определенный образ истории (т.е. они определенным образом рассказывают об историческом событии / историческом лице, которому они посвящены);
- памятники являются историческим продуктом своего времени (т.е. они определенным образом рассказывают о времени своего создания). Чаще всего, памятник, рассказывает гораздо больше именно о своем времени, хотя может казаться, что он рассказывает о глубоком прошлом (см. современные исторические памятники: памятник Петру I Церетели рассказывает о современной Москве гораздо больше, чем о Петре I).
Т.о. в парке скульптуры ЦДХ можно увидеть собрание артефактов советского времени, различить слои истории (памятники историческим фигурам, напр., Сталин, Дзержинский, и эпохам, событиям – гражданская война, НКВД, ВОВ, репрессии, 90-е). Но при этом парк сам по себе также является артефактом – а именно, памятником 90-м годам («лихим 90-м»); сегодня он бы вряд ли появился: в 90-е было возможно собрать целую эпоху в одной точке для визуальной рефлексии (и в символическом и в буквальном смысле: знаменательные и рядовые советские скульптуры были собраны в парке).
Памятник: рассказ, артефакт и образ истории.
Памятник – это объект; он связан одновременно со многими научными дисциплинами (психология – восприятие, математика – чертеж, физика – конструкция (например, «Родина-мать»), химия, история, искусствознание), а также с искусством и идеологией. Кроме того, памятник рассчитан на социальное «взаимодействие» с наблюдателем; в этом смысле можно говорить в связи с памятником о коммуникативной модели: есть адресат (зритель), есть текст или рассказ (нарратив) – это то, о чем «рассказывает» памятник зрителю, и есть принципы взаимодействия / коммуникации – это то, как и какими средствами «рассказывает» памятник (подавление, удивление, информирование, диалог и т.д.; здесь важно также обращать внимание на эмоциональное воздействие памятника, на его цвет, размер и т.д.)
Памятник: кто о чем кому каким образом рассказывает / напоминает (это базовая модель коммуникации, которую нужно научиться выявлять и анализировать).
Можно выстроить схему анализа памятников XX века в парке скульптур ЦДХ (она может быть расширена); анализ проводится в ходе дискуссии, выстроенной вокруг предложенных вопросов:
1. Форма. Составные части памятника: фигура (часть фигуры, несколько фигур, абстракция, аллегория, реальные объекты, напр., противотанковый еж)), постамент, подпись.
2. Содержание. Человеку или событию посвящен памятник? Что можно сказать о персонаже? Если это человек (что вероятнее всего), что это за образ человека: коллективный памятник / индивидуальный (конкретный) / анонимный (например, солдат). Насколько адекватно использование именно этого образа; соответствуют или противоречат друг другу идея и конкретные приемы (например, в памятнике жертвам репрессий: «жертвы репрессий» – анонимные камни). Какие персонажи оказываются «достойными» памяти (политические деятели, литературные фигуры – писатели, поэты (и литературные герои), военные, люди труда)? Значимость памятного события (кто и что достойно стать памятником) и отсутствие важных тем и образов (например, женщиских образов, простых людей, повседневности, негероических сюжетов). Обратите внимание, что памятники потеряли ряд особенностей, оказавшись в парке: постамент, подпись, индивидуальное расположение в городском пространстве; что это изменило в восприятии?. Насколько важен в памятнике принцип реализма? Какие можно встретить в парке «альтернативные» памятники (памятник жертвам репрессий, противотанковый еж)? «Мужская» история: кто обычно становится образом для памятника – мужчина или женщина; какие образы женщин встречаются (крестьянка, Родина, медсестра)? Образ времени в памятниках: прошлое, настоящее (в советских памятниках – памятники Сталину, памятники труду), будущее (утопия). Если не знать ничего об истории, какой исторический сюжет можно воссоздать исключительно по памятнику – сформулируйте это в виде рассказа.
3. Памятник и наблюдатель. Каким образом памятник обращается к наблюдателю? Какую логику передвижения и поведения рядом с собой он диктует, какую логику восприятия? Соразмерен ли он человеку? Возможные ритуалы (напр., возложение венков, митинги и т.д.). Как выполнен памятник сзади, сбоку, на какой зрительский ракурс он рассчитан? Если учитывать, что советская эпоха формировала специфические режимы зрения (часто советский человек должен был уметь видеть несуществующее и не замечать очевидное), что нужно (например, величие, славу, героизм советского человека) и чего не нужно видеть в памятнике (например, негероический образ войны, Сталин как тиран и т.д.) Куда смотрит памятник (на зрителя, вдаль, в будущее, в прошлое)? Как меняется роль зрителя в парке скульптур по сравнению с городским пространством (он лишается функций городского зрителя, но, возможно, что-то приобретает; относительность и сопоставимость образов истории вместо их задуманной уникальности и безусловности в городе)
Памятник в городе.
Памятник предназначен для городского пространства. Именно внутри городского пространства он становится местом памяти. В анализе памятника важно понять, существует ли связь с местом и какова она? Что вообще это за место, где стоит памятник. Каковы функции памятника в городском пространстве? Каким образом памятник упорядочивает городское пространство? Каким образом он встраивается в повседневную жизнь (например, памятник Пушкину – место для встреч)? Где он находится в городе – это открытая площадка или двор, каковы обзор, масштаб, каков постамент? Соразмерен ли он зрителю? Насколько он узнаваем; каковы особенности подписи (например, отсутствие надписи, «Пушкин», «поэт А.С. Пушкин» – это три разных типа подписи)?
Case-studies: работа с конкретными памятниками в парке
- Лениниана. Почему в СССР производилось и устанавливалось столько памятников Ленину? Какова была их функция и место в городе? Что с ними происходит сейчас? Что делает Ленина Лениным (каковы типические черты, которые характеризовали в советском официальном искусстве образ Ленина; отражают ли они личность реального исторического персонажа). Сравните иконографию Ленина и Сталина (возраст, поза, момент, образ: дедушка Ленин / отец народов)
Сталин. Памятник Сталину: обратите внимание на цвет, на размер. Как вы думаете, почему они таковы. Опишите образ Сталина, воплощенный в памятнике. Насколько, по-вашему мнению, он соответствовал реальному?. Этот памятник был выполнен, когда Сталин был жив. Зачем? Сейчас позади памятника находится памятник жертвам репрессий: что можно сказать об этой стихийно сложившейся композиции; почему Сталин изображен как индивидуальность, а жертвы репрессий как масса?
Дзержинский. Опишите его функционирование в городском пространстве, учитывая, что он стоял на Лубянской площади. Обратите внимание на постамент и надписи на нем. Можно ли считать памятником сам постамент, и какой (каким) эпохам?
(также можно обратиться к «Портретной галерее», памятникам «вождям», современной скульптурной композиции перед ЦДХ, посвященной национальным героям, и др.)
Типы заданий для школьников
- Анализ конкретного памятника / группы памятников по предложенной схеме
- Версия истории XX века, воссозданная по памятникам (памятники вождям / военные памятники / «трудовые» и «мирные» памятники / Лениниана / парк скульптуры в целом)
- Составление тематической экскурсии по парку для: школьников 1910-х гг, / пионеров 1930-х гг. / сверстников / потомков / инопланетян
- Проект памятника эпохе / историческому событию / историческому лицу / сюжету, связанному с историей
Парк ЦДХ: контакты
Адрес: Крымский вал, 10. Проезд: ст. метро «Парк культуры», «Октябрьская»
Время работы: ежедневно с 9.00 до 22.00 (в летнее время года); с 10.00 до 21.00 (в осенне-зимний период)
Подготовила Юлия Черникова