«Пиратский социализм»: конкурс статей о неформальных медийных практиках

15 декабря 2010

Специальный выпуск журнала «Восточной границы/EastBound» посвящен «пиратскому социализму» и стремится осветить все неожиданно возникавшие местные формы использования средств передачи информации при социалистических режимах и в первые годы после их падения. Прием предварительных заявок до 1 марта 2011 года.

Специальный выпуск журнала «Восточной границы/EastBound» посвящен «пиратскому социализму» и стремится осветить все неожиданно возникавшие местные формы использования средств передачи информации при социалистических режимах и в первые годы после их падения. В центре внимания редколлегии сборника — этнографические исследования случаев применения оригинальных социальных, культурных и экономических практик, связанных с феноменом пиратства и других видов неформальной адаптации медианосителей и коммуникационных технологий их конечными потребителями.

Основной фокус проекта сконцентрирован на электронных медиа: видеопроигрывателях и кассетах, спутниковом ТВ, домашних компьютерах, радиоприемниках, любительских радиостанциях, кассетных магнитофонах и телефонах. В связи с тем, что формы культуры в значительной мере определяются политическим контекстом, дополненном экономическими факторами, группы и индивиды в социалистических странах были, как правило, вынуждены пользоваться медианосителями нелегально. Нередко их этой необходимости вырастали уникальные неформальные практики.

Проект охватывает как социалистический, так и сопровождавший его период. Стремительное развитие необузданного капитализма и «частной инициативы» привело к интенсивному развитию неформальный медиа-сетей, вплоть до транснациональных. Благодаря им, например, широкое распространение получила балканская музыка турбофолка, которую переписывали на кассеты; в крупных городах быстро возник и окреп черный рынок медианосителей, как, например, Петровка в Киеве, где продавались западная музыка, программное обеспечение и фильмы.

До 1989 года сети сходного типа распространяли самиздат, порнографию и иные продукты культуры, не обязательно запрещенные, но так или иначе исключенные из государственной системы и официально одобряемой системы производства и распространения.

Первоочередная цель редакционной коллегии — собрать исследования пиратских практик социалистического и постсоциалистического периода (до распространения цифровых технологий и интернета, которые кардинально изменили эту культуру копирования).

Приблизительный круг тем, которые могут быть освещены в специальном выпуске:

  • Сети распространения самиздата;
  • Закрытые сети обмена программным обеспечением в эпоху 8- и 16-битных компьютеров;
  • распространение допустимых и запрещенных музыкальных записей;
  • Порнокультура на Супер8 и VHS;
  • Электронная контрабанда;
  • Способы обхода запрета на экспорт технологий (COCOM);
  • Первые спутниковые тарелки;
  • Сети копирования и распространения кассет (мелкомасштабные и промышленные);
  • Взлом программного обеспечения;
  • Нелегальное радиовещание;
  • Радиолюбительская культура.

Редакция приглашает присылать проекты статей объемом 300 слов, основанные на эмпирическом материале и теоретически обоснованные. Крайний срок предоставления заявок — 1 марта 2011 года, а окончательных версий принятых статей — 1 февраля 2012 года.

Получить дополнительную информацию о специальном выпуске и прислать заявки можно у можно у Тревера Хагена hagen.trever@gmail.com

О журнале «Восточная граница/ EastBond»

«Восточная граница/ EastBond» – рецензируемый онлайн журнал, целью которого является создание международной платформы для западных и восточноевропейских исследователей, работающих в мультидисциплинарном поле медиа и культурных исследований. Журнал публикует статьи, обзоры и интервью, посвященные политическим последствиям развития развлекательных медиа и связанной с ними массовой культуры, появлению глобальных медиа, распространению новых форм политики и информационных технологий. Эти изменения обусловили возникновение нового культурного контекста для частных культурных практик: от незначительных аспектов повседневного потребления до фундаментальных систем воспроизводства национальных идентичностей и культурного наследия.

«Восточная граница/ EastBond» занимается новыми медиа и культурной реальностью, как региональной, так и в международной перспективе. «Восточная граница/ EastBond» издается MOKK (Media Research Department of Sociology and Communications, Budapest University of Technology and Economics) и CMCS (Center for Media and Communication Studies, Central European University)

Редакционный сайт – eastbound.eu

Ссылки по теме:

Музыка на костях

Мы советуем
15 декабря 2010