Мемориальный комплекс, посвящённый войне 1941–1945 гг., был построен в 1995 г. архитектурной группой под руководством президента Российской академии художеств Зураба Церетели, но его проектирование началось ещё в 1958 г. Обсуждение планов строительства в разные годы вызывало то больший, то меньший интерес, но наиболее активным было в конце 50-х, в 70-е и в первую половину 90-х гг. Возобновление и реализация этого амбициозного проекта в середине 90-х стало одним из знаков переориентации страны на имперский курс.

Ансамбль состоит из музея, парка, на территории которого были построены православный храм, мечеть и синагога, аллеи, площади победителей и фонтанов перед зданием музея. С мемориалом идеологически и художественно связана одноименная ему станция метро, специально построенная к параду в честь 60-летия победы. Именно отсюда большинство посетителей начинает свой путь к комплексу, и создатели современной станции использовали в её организации принципы сталинской архитектуры, включили мозаики с изображением фигуры солдата из Трептов-парка в Берлине, напомнили о связи Поклонной горы с памятью об Отечественной войне 1812 г… – символика в оформлении станции «Парк победы» максимально уплотнена, сгущена, подготавлиавет к посещению собственно мемориала.

Диарама Оборона Москвы

Фотография Натальи Колягиной

Диарама Блокада Ленинграда

Фотография Натальи Колягиной

Диарама Курская дуга

Фотография Натальи Колягиной

Диарама Взятие Берлина

Фотография Натальи Колягиной

Важно, что комплекс посвящён именно «Победе в Великой Отечественной войне» (а не, например, изучению феномена Второй мировой войны). Дискурс Великой отечественной войны подкрепляется композицией и содержанием мемориального пространства. Музей в общих чертах повторяет и закрепляет советский официальный миф о войне – воспроизводится, например, хорошо известный по прежней эпохе сценарий в описании военных действий – так, в пространство музея включены диорамы, призванные проиллюстрировать важнейшие военные события – ими признаны оборона Москвы, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра, взятие Берлина. Это традиционные и хорошо известные «главы» канонического победного рассказа. Несмотря на то, что в экспозиции присутствует и некоторый фактографический материал – выставляются оружие, одежда, личные вещи участников войны, представлена жизнь тыла и т.д., большое внимание уделяется не столько документальным свидетельствам военных лет, но и многочисленным формам репрезентации этих событий – филателия, нумизматика, изобразительное искусство…

Зал Славы
Фотография Н. Колягиной

Для собственно языка описания выставочных пространств характерны многие советские клише:  здание музея включает в себя предельно ритуализированные архитектурные пространства – Зал Славы, Зал Скорби, галереи со знаменами, парадными портретами и скульптурами маршалов, героев и т.д.

Зал памяти
Фотография Н. Колягиной

Одним из главнейших принципов организации музея и парка является перечисление. Например, в музейное пространство включён зал памяти, где представлена галерея книг, в которые вписаны имена людей, погибших на войне (тома организованы по принципу административного деления – отдельные книги перечисляют ветеранов Алтайского края, Башкортостана и т.д.). Длинным спискам героев и дивизий отведены специальные пантеоны и залы славы. Подсчитаны материальные потери Советского союза, единицы вооружения воюющих сторон, количество гуманитарной помощи, привезенной по ленд-лизу, и т.п. 141,8 метра знаменитой стелы «Ника» работы З. Церетели, украшающей вход в мемориальный комплекс, знаменуют собой 1418 дней войны (с 22 июня 1941 по 9 мая 1945).

Ряд приёмов, использованных в комплексе на Поклонной горе, был позаимствован у создателей мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде – дублируется замысел зала Славы, с перечислением героев и городов-героев, параллели можно найти и в Зале скорби с Пьетой – фигурой матери, оплакивающей убитого сына.

Зал скорби
Фотография Н. Колягиной

Война в пределах Поклонной горы представлена как обособленный, принадлежащий прошлому, сюжет. Например, экспозиции комплекса не описывают послевоенное время в СССР и Восточной Европе. Между тем понятно, что история не должна мыслиться вне связи с предшествующими и последующими событиями, события прошлого никогда не являются чем-то обособленным или замкнутым. Несмотря на помпезность и размах комплекса, его создатели опустили из внимания такие важные для современности темы, как природа фашизма, ненависти, нетерпимости, механизм идеологической работы с людьми. Нет рассказов о психологических переживаниях на передовой, повествований об индивидуальных судьбах. Мемориал отражает современную ситуацию в отношении к Великой отечественной, при которой её многообразный опыт (человеческий, политический, социальный) редко востребован, а чаще используется, как идеологический ресурс. Произошедшее описывается в категориях славы, героизма, подвига. Важнейший урок, который может быть вынесен посетителем – гордость за страну, победившую фашизм. А ориентация музея на поддержание официозного мифа о Великой Отечественной войне автоматически исключает из поля дискуссии такие важные темы, как характер «освобождения» Восточной Европы, военные действия до 1941 г. (включая Катынь, Финскую войну, депортацию народов из Западной Украины и Белоруссии), послевоенные социальные коллизии в Европе и СССР (положение инвалидов, сирот, вдов, людей, вернувшихся из нацистских лагерей).

В пространство комплекса включены и православный храм, мечеть и синагога – это призвано подчеркнуть, что война 1941-1945 гг. имеет универсальное значение – перед нами событие, затронувшее самых разных людей, в том числе, представителей разных религий.


Территория мемориального комплекса на Поклонной горе
Фотография Н. Колягиной

Присутствие синагоги на Поклонной горе, а также небольшая экспозиция по Холокосту и мемориал с достаточно завуалированным названием «Трагедии народов» З. Церетели (памятник первоначально находился перед центральным входом в музей, но вскоре был перенесен на задний двор, откуда, например, его невозможно рассмотреть с разных сторон, хотя скульптурная группа это и предполагает) намекает на присутствие еврейской проблематики в истории войны, но дальше намеков это почти не идет – тема Шоа остается не разработанной в пространстве экспозиции музея, и не осмысленной посетителем.

Мы советуем
21 декабря 2009