Катя Фойсер

Как и в других странах, в национальной истории Германии ХХ века есть несколько критических дат. Очень важными из них являются 1945 и 1989 г.

1945

В немецком публичном дискурсе эта дата олицетворяет коллапс нацистского режима и поражение Гитлера. Окончание войны и диктаторства в высшей степени отразилось в повседневной жизни каждого человека: виновников и жертв, коллаборационистов и членов сопротивления (благородное меньшинство, существовавшее в Германии). Эта дата также отмечена изгнанием и преследованиями миллионов немцев с бывших немецких территорий по всей Европе.

Хотя немцы не смогли самостоятельно упразднить режим изнутри, для самосознания послевоенной Германии 1945 г. стал символом перемен – мы прошли путь от фашистов до возобновления демократии в Германии. Эта дата выражает невысказанную идею «начала с нуля» – поскольку это была дата, с которой началось послевоенное восстановление Германии. В этом контексте множество публичных высказываний в 1970-е убеждали не забывать, что 1945 не только отмечает новый старт, но и является годом, в котором продолжилось многое из существовавшего при нацистском режиме (или ещё раньше) – послевоенные карьеры, политические отношения, ценности, чувство обиды и т.д. Антисемитизм, например, существовал не только между 1933 и 1945, но также и до, и после, хотя, конечно, он не был настолько явным, как во времена нацистского режима.

Возможно, имеет смысл обсудить следующий тезис: может быть, для поколений, рождённых после Второй мировой войны, 1933 год более знаковый. Их волнует, каким образом нацисты могли прийти к власти, какие механизмы и силы их поддержали, и можно ли отсюда вынести уроки – так, чтобы предотвратить повторение истории.

1989

Разделение Германии, которое затронуло сотни тысяч семей, начиная с 1949 г., закончилось в 1989. Наиболее радикальными перемены были для жителей ГДР, которые пережили диктатуру и обрели личную свободу и гражданские права. Их затронули (и до сих пор затрагивают) экономические проблемы, несмотря на то, что колоссальная финансовая поддержка Западной Германии в течение последнего десятилетия и сгладила последствия.

1989 – дата высочайшей значимости. Движение граждан ГДР осенью 1989 г. было нацелено на демократический социализм. После открытия границ создалось высокое напряжение, из-за того что огромное количество людей уезжало из ГДР, а огромное экономическое отставание от ФРГ ускорило падение политической системы в ГДР. Именно тогда Западная Германия определила тот факт, что воссоединение будет проходить в условиях западной конституции. Альтернативы – например, существование двух государств, – которые казались предпочтительными некоторым группам оппозиции, перестали обсуждаться. Это развитие можно показать на примере изменения демократических слоганов демонстрантов – от «WirsindeinFolk» / «Мы люди» к «WirsindeinFolk» / «Мы единый народ».

Альтернативной памятной датой мог бы быть 1990, когда произошло присоединение ГДР к ФРГ 3 октября (этот день стал официальным национальным праздником в память об окончании разделения страны). Именно в 1990 объединённая Германия получила суверенность от всех союзных сил – это сильно повлияло на немецкую внешнюю политику и вызвало бурную ответную реакцию в Европе. До сих пор некоторые члены революционного движения ГДР расстроены, насколько мало они могут решать в посткоммунистическую эру. Они чувствуют, что восток был «проглочен», и многие возможности создать что-нибудь новое и особенно важно – что-нибудь своё, не были использованы, что воссоединение не способствовало развитию многих инноваций на территории объединённой Германии.

Поэтому память о 1989 подчёркивает революционный характера изменений – от диктатуры к демократии, признание активности в отстаивании гражданских прав и высокую эмоциональность, связанную с окончанием горестного разъединения. Выбор же даты 1990 выражает возвращение Германии в международное сообщество и напряжённую работу, которая с тех пор требуется, чтобы преодолеть это разделение во всех отношениях.

Мы советуем
11 июня 2009