2013 год богат в Германии на печальные юбилеи. Среди них и 80-летие прихода нацистов к власти в 1933 году, и 75-летие еврейских погромов ноября 1938 года, вошедших в историю как «Хрустальная ночь», или «Ночь разбитых витрин». Кроме того, 17 июня исполнится 60 лет со дня восстания в ГДР 1953 года, жестоко подавленного тогда советскими войсками. Память об этих событиях, связанных с двумя немецкими диктатурами XX века, было решено поставить во главу угла берлинского культурного ландшафта нового 2013 года. Под общей темой «Уничтоженное многообразие» на совершенно различных площадках в Берлине будут реализованы сотни выставочных, театральных, художественных, дискуссионных, экскурсионных, образовательных, издательских проектов, целью в которых станет изучать и вспоминать лица и события, имеющие отношение к этим трагическим годовщинам.
Что касается дат, относящихся к нацистскому прошлому, речь здесь будет идти, с одной стороны, о разнообразии культурной сцены, сформировавшейся в Берлине к концу 1920-х годов, а с другой, – о начавшемся в 1933 году процессе уничтожения и унификации, о насильственном приобщении немецкого общества и культуры к нацисткой идеологии. Будут вспоминать о том, как со времени прихода нацистов к власти в январе 1933 года в Германии постепенно происходило насильственное вытеснение из общественной жизни всех без исключения культурных, политических и экономических сил, не соответствующих идеологическим установкам НСДАП. Наряду с уничтожением парламентаризма, происходила практически полная ликвидация культурного и городского разнообразия, в результате чего невероятное число художников, писателей, композиторов, театральных деятелей, а также врачей, юристов и педагогов – тех, кто, оказывал активное влияние на многоликую и разнообразную жизнь столицы в начале 1930-х годов, стали жертвами преследований и дискриминации. Hасильственно разрушались их успешные карьеры, а творческая активность, питавшаяся соками интернационализма, жестко пресекалась и подвергалась унификации. Более того, перед нацистами стояла задачах уничтожения самой памяти о тех, кто был дискриминирован, изгнан или убит в те страшные годы.
Уже спустя два месяца после назначения Адольфа Гитлера рейхсканцлером Веймарской республики 30 января 1933 года в апреле был принят так называемый «Закон о восстановлении профессиональной гражданской службы», главной целью которого являлось удаление с государственной и муниципальной службы чиновников еврейского происхождения и всех, кто считался «неблагонадежным», не лояльным новому режиму. Это был первый в целой череде расистских законов, направленных на изоляцию евреев и их исключение из жизни страны. Он сразу же повлек массовые увольнения граждан еврейского происхождения с государственных должностей, удаление их из судебной и образовательной систем, системы здравоохранения и учреждений культуры.
Месяц спустя в Берлине и других немецких городах уже проводились публичные церемонии сжигания книг еврейских и других нежелательных авторов (что словно бы воплотило трагические предсказания поэта Генриха Гейне, когда-то пророчески предупреждавшего, что «там, где начинают жечь книги, рано или поздно начнут сжигать и людей»). Пять лет спустя, в 1938 году, по всей стране уже полыхали синагоги и еврейские магазины. Как известно, финалом такого развития событий стало массовое уничтожение целых этнических групп.
По замыслу авторов тематического года, заявленная тема «Уничтоженное разнообразие» должна реализоваться в общегородском опыте и максимально полно отразиться в городском ландшафте. Поэтому многие площади и улицы Берлина превратятся в этом году в выставочные залы и площадки временных мест памяти. О тех, кто стал жертвами режима, чей творческий потенциал был уничтожен в годы нацизма, будут напоминать специально изготовленные информационные колонны. Расположенные в исторических местах города, эти памятные знаки сформируют своеобразные ворота в тематику года и образуют памятный след, контрпунктом охватывающий всю столицу.
Большинство этих выставок под отрытым небом представят портреты и краткие биографии тех, кто был когда-то широко известен, а затем чрезвычайно быстро, порой в буквальном смысле слова, исчез со сцены. В том числе героями выставки станут такие знаменитости, как физик Альберт Эйнштейн, а также поэты и писатели Бертольт Брехт, Эльза Ласкер-Шюлер и Анна Зегерс. Другие представленные в экспозиции фотографы, режиссеры, дирижеры, драматурги, композиторы, музыканты, певцы, кабаретисты, танцоры, художники, поэты, цирковые и театральные артисты, ученые, бывшие когда-то частью царившего в Берлине культурного оживления, гораздо меньше известны сегодняшней публике.
Знакомство с ними, возвращение этих лиц и имен, открытие их, прежде всего, молодежной аудитории, привыкшей воспринимать многообразие нынешней берлинской жизни как нечто само собой разумеющееся, входит в основные задачи тематического года. Биографические колонны расскажут о судьбах более 200 берлинцев, оставивших след в многоликом обществе ранних 1930-х годов. Другие памятные знаки напомнят о событиях, произошедших в период между 1933 и 1938 годами, или же представят информацию о более 50-ти запланированных на 2013 год выставочных проектахKühnelt, Wolf. Open-Air-Ausstellungen zum Themenjahr. Der Erinnenrung einGesicht geben // MuseumsJournal, № 1, 2013. S. 16-17..
О жертвах нацистского режима в Берлине также будут напоминать так называемые «камни преткновения», придуманные в 1996 году немецким художником и скульптором Гюнтером Демнигом. Более 4000 камней, покрытых латунными табличками, содержащимих имена и основные факты биографий жертв нацистской диктатуры, были вмонтированы активистами проекта в тротуары и мостовые по всему городу. Подробная информация о местонахождении памятных табличек, а также о людях, которым они посвящены, теперь собрана на специально созданном интернет-портале www.stolpersteine-berlin.de.
Центральная роль в мемориализации памятных дат, связанных с нацистским прошлым, отведена в рамках тематического года выставке под названием «Уничтоженное многообразие. Берлин в 1933 – 1938 годы», которая пройдет с 31 января по 10 ноября в Немецком историческом музее. Выставка станет отправной точкой для исследования берлинских «мест памяти» в рамках обширной программы выставочных инициатив и мероприятий, участие в которых на местном уровне примут музеи, мемориальные комплексы, объединения, а также частные лица. Центральная экспозиция в Немецком историческом музее призвана дать представление об этих разнообразных инициативах и поместить различные памятные места в их исторический, политический и топографический контекст. Как и другие проекты этого года, выставка должна продемонстрировать социо-культурное многообразиe Берлина в начале 1930-х годов, рассказать об уничтожении этого многообразия в период нахождения нацистов у власти, а также представить анализ последствий нацистской диктатуры для немецкого общества и культуры.
Какова была повседневная жизнь при национал-социалистическом режиме? Как нацистам удалось захватить и поработить столь космополитичный и либеральный город, как Берлин? Какие следы и последствия уничтоженного тогда многообразия сохраняются по сей день? Эти и другие вопросы будут обсуждаться в 2013 году в ходе многочисленных выставок, круглых столов, чтений, кинопоказов, экскурсий, художественных инсталляций и театральных проектов (всего запланировано более 500 тематических мероприятий, информация о них доступна на интернет-странице http://www.berlin.de/2013/en/startseitenweiterleitung).
Евгения Лёзина
По теме:
Михаэль Вильдт. 1933: Дни ужаса и ликования // Tagesspiegel, 28.01.2013 / перевод urokiistorii