Барон-невидимка и его цеппелин

«Valiant Hearts» — игра-энциклопедия Первой мировой
10 февраля 2015

Летом 2014 года французская студия Ubisoft выпустила «Valiant Hearts» («Отважные сердца») – самую проникновенную и познавательную игру-приключение о Первой мировой войне. Временами смешная, временами до слёз грустная, но увлекательная игра рассказывает историю пяти участников войны – медсестры Анны, фермера Эмиля, мужа его дочери Карла, американского солдата Фредди и трогательного пса-помощника.

Каждый из героев (пожалуй, кроме пса) преследует свои цели. Следуя за сложным сюжетом игры, персонажи перемещаются между участками фронта и тылом, встречаются и расстаются, неоднократно спасают друг другу жизни. По ходу игры герои должны решать несложные головоломки, прятаться от врагов, находить и придумывать применение различным предметам.

«Valiant Hearts» – это игра-мультик, выполненный в стилистике иллюстраций к «Похождениям бравого солдата Швейка». Здесь много смешного. Объектами авторской иронии становятся в первую очередь устойчивые национальные стереотипы и образы противника. «Свои» – это, например, темнокожий американец Фредди, коммандос с трагичной и неизвестной личной историей. Фредди отвечает в игре за всё взрывающееся, двигающееся и яркое. Французский фермер Эмиль – немногословный, чуть неуклюжий, но очень смекалистый мужичок, превыше всего ценящий свою семью и родной дом и воюющий исключительно по принуждению. «Враги» представлены в первую очередь бароном фон Дорфом – пародийным немцем французских агитизданий, квинтэссенцией нелепости, злокозненности и бездушности.

Подтрунивание над обобщенными образами сменяется предельной серьёзностью в отношении человеческого измерения войны. В самом начале родственники Карл и Эмиль оказываются в противостоящих армиях, не имея никаких средств для связи друг с другом и лишь изредка позволяя себе отправить весточку домой – в оккупированный немцами Сен-Миель. Анна отправляется на фронт в поисках отца-изобретателя, похищенного немцами. Патриотический подъём и надежды на быстрое окончание войны быстро уступают место тупому и безнадёжному терпению. Ощущение абсурдности происходящей бойни доносится до игрока очень аккуратно, но хирургически точно. Конец наступает неожиданно и ровно тогда, когда это нужно.

Важнейшей составляющей игры является военный мир. География игры чрезвычайно обширна – вы побываете в Париже начала войны и доберётесь оттуда до Марны на такси (глава «Канкан на колёсах»), прибудете в Ипр в разгар первой газовой атаки, окажетесь в объятом пламенем Реймсе и поиграете на органе в полуразрушенном соборе. С установлением стабильной линии фронта герои будут перемещаться между участками основными событий – подземная война в районе Вокуа, введение в строй первых танков, Верденская мясорубка и битвы за Сен-Миель. Одна из сюжетных линий ведёт в тыл – в рекрутские части, лагеря для военнопленных и госпитали. Про все места действия игры написаны великолепные справки, дополненные личными дневниками персонажей.

Большое внимание уделено деталям солдатской жизни. Среди заданий героев – написать письмо домой (непростая задача в условиях отсутствия личных писчих принадлежностей и бумаги), изготовить еду офицерам, спасти оказавшихся в завалах инженеров-сапёров. Объёмной картину войны делают и «коллекционные предметы» – около сотни вещей, которые игрок находит в самых неожиданных местах. Cолдатские жетоны разных годов и стран дают повод рассказать об эволюции этого снаряжения за годы войны. Леденцы от кашля оказываются неизменным спутником пострадавших от газовых атак солдат. Тут и там раскиданы свидетельства пребывания неожиданных участников войны – жителей колоний (Алжир, Непал). Крестики, миски, часы, письма, газеты – всё это, снабженное кратким и действительно интересным комментарием, превращает игру в музей быта и армейской повседневности Первой мировой. Не остаётся за рамками и Восточный фронт, хотя события этой части войны звучат в мире «Valiant Hearts» лишь эхом.

Грань между грустным и весёлым, личным и общим, между игровыми и познавательными элементами в «Valiant Hearts» стирается полностью. Это позволяет не только рассказать историю, в которую хочется верить, снабдив игрока попутно солидным багажом знаний о войне, но и сделать полноценное антивоенное высказывание, близкое по силе многим «каноническим» художественным произведениям.

Мы советуем
10 февраля 2015