Гений трудовых масс: О культе Сталина в ГДР

13 июня 2011

К 70-летию Сталина, 21 декабря 1949 г., пропагандисты из СЕПГ пускали в ход все средства, чтобы их дифирамбы советскому диктатору отпечатались в мозге широких масс: песни, стихи, картины и тексты восхлавляли «гения трудящихся». Представители общественности кланялись «величайшему из всех людей» на демонстрациях и праздничных представлениях. Культовое возвеличивание составляло кричащий контраст реалиям просталинского режима в ГДР.

Сталин был гарантом комунистического господства в ГДР. СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии) не имела собственной свободы действия и была целиком зависимой от Сталина. В сентябре 1949 г. партийная верхушка должна была представить «дорогому товарищу Сталину» подробности решения о создании нового государства. Только после согласия Сталина ГДР могла в предложенной форме возникнуть в октябре 1949 г.

Во время торжеств по случаю 70-летия вождя культ личности Сталина достиг первого пика. Приготовления начались уже задолго. Так, например, пропаганда СЕПГ публикует программу с описанием праздничных часов, посвящённых «торжествующему вождю человечества в борьбе за общественный прогресс». Праздник начинается музыкой Бетховена и заканчивается совместным распеванием Интернационала. В программе стоят также стихи, доклады и песни, такие как «Кантата Сталину», принадлежащая писателю от СЕПГ Курту Бартелю (КуБа).

СЕПГ овладевает и публичным пространством. Партия переименовывает улицы и площади в честь Сталина. Его портреты и бюсты украшают «алтари» публичных зданий, портреты в полный рост на фасадах домов пропагандируют силу и власть советского руководителя. За дорогостоящим культом, связанным с юбилейными торжествами, стояло стремление СЕПГ добиться собственной легитимности. Целью было – создать эмоциональную связь жителей нового государства с идеей коммунизма.

Мобилизация масс

Чтобы привлечь к кампании большее число людей, работающее население за счёт дополнительного рабочего часа «покупает» для генералиссимуса коллективный подарок – планетариум Цайса. Этот продукт из Восточной Германии должен был продемонстрировать мощь производственных сил республики. Планетарий предназначался для города, в котором Красная армия с огромными потерями противостояла силам немецкого Рейха, и который символизирует поворотный пункт Второй Мировой войны – для Сталинграда. Этот подарок был «добровольной» репарацией, символическим вкладом в восстановление разрушенного Сталинграда, а вместе с тем – знаком дружбы между ГДР и Советским Союзом.

Символическую нагрузку имели и другие подарки, которые Сталину преподносили государство, партия и общественные организации. Так, восточно-берлинское отделение СЕПГ поручает юной художнице Рутильде Хане (Ruthild Hahne) создать бюст бывшего председателя правления КПГ Эрнста Тельмана. Этот подарок был знаком. У этого бюста СЕПГ вспоминает о сопротивлении коммунистов национал-социализму. Тельман, погибший в нацистском концлагере Бухенвальд, стал в ГДР олицетворением коммунистического сопротивления.

Коллективные сборы подписей под поздравлениями имели целью приобщить к событию как можно большее число людей. Телеграммы, письма, часто – нарисованные от руки грамоты, собственные стихотворения – всё это направлялось Сталину. Подписи служили пропаганде как доказательство согласия со Сталиным и коммунистической системой.

Запрет на критику

Предустановленный юбилей демонстрирует, как «красота» пропаганды контрастирует повседневной реальности государственного террора. Противников Сталина СЕПГ клеймит как преступников. «Сегодняшнее положение в мире, – пишет центральный орган СЕПГ газета «Neues Deutschland» по случаю сталинского дня рождения ,– требует от каждого, кто не является социалистом, если он не хочет быть преступником против всего человечества, <…> любви к Советскому Союзу, любви к Иосифу Виссарионовичу Сталину». На критику в адрес Сталина СЕПГ реагирует жестоким давлением. В 1949 г. школьники Альтенбурга заглушили радиопередачу в честь дня рождения Сталина самодельным приёмником. Их нашли и приговорили – одних к смерти, других к долгосрочному заключению. Сталин принёс в ГДР не «свободу и мир», как это пелось в одной хвалебной песни, но террор и угнетение.

автор: Ульрих Оп де Хипт

перевод: Наталья Колягина

Оригинал: Ulrich Op de Hipt. “Genius der werktätigen Massen”. Stalin-Kult in der DDR // Museumsmagazin, Nr. 2, 2011, S. 18 – 19.

Мы советуем
13 июня 2011