Историк за верстаком — Елена Осокина

16 сентября 2020

В цикле «Историк за верстаком» — Елена Осокина, доктор исторических наук, профессор Университета Южной Каролины, лауреат премии «Просветитель» (2019) и специалист по социально-экономической истории раннего СССР.

Осокина рассказала, как она (совершенно спонтанно) решила стать историком вместо музыканта и обнаружила себя на экзамене перед парткомом, который, пытаясь ее завалить, спрашивал название экономического раздела плана «Барбаросса» на немецком языке. Она поведала о советском студенчестве времен поздней перестройки, об обработке над дореволюционными статистическими отчетами при помощи ЭВМ в несколько комнат и о том, как им преподавали историю революции без упоминаний Троцкого и Бухарина, но зато рассказывали, как народ массово и добровольно шел в колхозы. Несмотря ни на что, по словам Осокиной, именно ее поколение историков не успело себя опозорить, так как благодаря открытию архивов им не пришлось писать работы сомнительного качества со ссылкой на какой-нибудь XXV съезд партии. В конце концов научрук подтолкнул ее к настоящему исследовательскому клондайку, предложив написать социальную историю советской торговли.

Осокина поведала о своей самой известной книге «За фасадом сталинского изобилия» и о двух открытиях, которые она сделала при написании. Первое: критерии социальной иерархии в советском обществе формировала система распределения; паек, снабжение и в целом положение человека зависело от его близости к индустриальному производству. Второе открытие: при Сталине существовал огромный черный рынок, и каждый советский человек был в него вовлечен. Планово-распределительная экономика, при всей своей плановости и распределительности, на самом деле представляла собой симбиоз плана и рынка.

Далее Елена Александровная рассказала об еще одном объекте своих исследований и одновременно о самом ярком примере рыночных отношений в советской экономике — о Торгсине. Если бы он был социалистическим предприятием, то в годы массового голода 20–30-х цены на еду были бы снижены, чтобы помочь людям выжить, однако именно в это время они выросли в несколько раз. Следовательно, цены в торгсинах менялись по законам рынка, так как зависили от спроса и повышались при его росте. Фактически, государство использовало массовый голод, чтобы выкачать золотовалютные сбережения из населения, а потом профинансировать этими деньгами индустриализацию. Также Осокина рассказала о последней своей работе — книге «Небесная голубизна ангельских одежд», посвященной мировому рынку русского религиозного искусства.

Участники беседы обсудили разницу в преподавании истории в США и России. По словам Осокиной, основных отличий три. Во-первых, нагрузка: будучи полным профессором в Университете Южной Каролины, она должна преподавать два курса в семестр, то есть четыре занятия в неделю. Остальное время она может уделять исследованиям. Во-вторых, академическая свобода: в США преподаватели сами решают, что и как им читать, обязательные требования минимальны. В-третьих, зарплата: Хотя преподаватели истфаков получают куда меньше, чем в каких-нибудь бизнес-школах, эти деньги позволяют вполне достойно существовать, в отличие от России, при всей несопоставимости нагрузки.

Наконец,  участники беседы поговорили об исторической политике в России, обязательствах историков перед обществом и их солидарности. Затронули и «Мемориал»: по мнению Осокиной, главная его функция и заслуга — давать надежду: самим своим существованием он показывает, что не все еще потеряно, и возможна какая-то точка зрения на прошлое, помимо официальной государственной.  

Организаторы цикла «Историк за верстаком» — Вольное историческое общество и Международный Мемориал. Руководители проекта и ведущие — Константин Морозов и Никита Соколов.

Мы советуем
16 сентября 2020