Историк за верстаком — Татьяна Таирова-Яковлева

8 декабря 2020

В новом выпуске «Историка за верстаком» — Татьяна Таирова-Яковлева, доктор исторических наук и специалист по истории Украины Нового времени, автор около 300 статей, в том числе 15 монографий и 3 томов документов по истории Восточной Европы, изданных под ее редакцией.

Татьяна Геннадьевна рассказал, что ее вступление на путь историка было предопределено происхождением из ленинградской интеллигенции, в которой семейную историю знали на несколько поколений назад. А когда прочитала книги Костомарова про украинское казачество, и ее судьба была предрешена.

Татьяна Таирова-Яковлева вышла из университета с дипломом, который был практически готовой диссертацией, но вместо аспирантуры пошла работать в школу. При этом она продолжала ходить на семинары своего научрука и познакомилась там с Андреасом Капеллером, специалистом по украинской истории из Австрии. Он предложил ей подать заявку на аспирантскую стипендию в Канаде, в результате она, еще советская студентка, почти год стажировалась в Эдмонтоне и два месяца — в Гарварде.

Гостья подкаста рассказала, как в 1992 году ее исключили из аспирантуры СПбГУза «украинский национализм» и участие в деятельности украинского националистического движения РУХ. Это случилось из-за декана истфака Игоря Троянова, который ненавидел все связанное с Украиной и лично — научрука Таировой-Яковлевой, а также выступал против ее поездки в Канаду. Диссертация Таировой-Яковлевой была посвящена периоду Руины, де-факто гражданской войны в Запорожской сечи в середине XVII века. Но Троянов выступил против самого термина «Руина», сказав, что это «костомаровщина», а другие оппоненты назвали диссертацию потворничеством РУХу и «украинским буржуазным национализмом».

Диссертацию Тариова в итоге защитила через два года в Институте национальной истории АН Украины. Все прошло отлично, за исключением единственной заминки: один из оппонентов предложил присвоить не кандидатскую степень, а сразу докторскую. Докторскую степень она в итоге получила через 10 лет в том самом СПбГУ, из которого ее выгнали.

Поговорили о том, что Таирова-Яковлева считает своей главной заслугой как историка — введении в научный оборот «Батуринского архива» гетмана Мазепы. Это единственный сохранившийся гетманский архив, и на него она натолкнулась случайно, и позднее получила за публикацию орден Княгини Ольги из рук Виктора Ющенко. Затронули и другой важнейший проект Таировой — публикацию летописи Самуила Величко, работа над которой велась 8 лет и завершилась лишь в этом году.

Таирова-Яковлева рассказала про свои монографии по истории присоединения Украины к России в XVII веке, о личности гетмана Мазепы и о том, чем его персона отличается от массовых представлений о нем. По словам Таировой-Яковлевой, Мазепа сыграл большую роль в истории Российской империи: возглавлял украинское казачество в Днепровских походах Петра, был одним из создателей украинской церкви, важнейших учреждений культуры и образования в империи, оказывал большое влияние на Петра в отношениях с Османской империей.

Таирова-Яковлева много изучала процесс присоединения Украины к России: бюрократические препоны, сложности со слиянием двух правовых систем и причины раскола, который произошел через четыре года после объединения. Кроме того, предметом ее интереса стала история повседневности – быта гетманов (которые не только воевали, но и много читали, музицировали, писали стихи) и простых людей. Например, Таирова-Яковлева рассказала о роли женщин в украинском обществе, которая сильно отличалась от того, что было в Великороссии. В частности, украинские женщины имели право сами выбирать мужей, даже вопреки воле родителей, иногда они сбегали с женихами из дома, а после смерти родни подавали в суд и получали свое наследство, — в то время, как в остальной империи женщинам еще со времен Ивана Грозного было в принципе запрещено получать наследство и владеть землей.

Гостья ответила на вопросы о Центра по изучению истории Украины истфака СПбГУ, который возглавляет. Его главные задачи — сохранение и приумножение контактов с украинскими специалистами и введение в оборот научных источников. До 2014 года они каждый год организовывали массовые программы обмена исследователей, но сейчас с этим сложно; важность второго направления обусловлена тем, что большая часть источников по украинской истории Нового времени расположена в Петербурге и Москве. Таирова-Яковлева выразила беспкойство тем фактом, что сейчас в обеих странах вырастают целые поколения исследователей, которые никогда не были либо в Москве, либо в Киеве, и в будущем это еще аукнется для исторической науки.

Обсудили современную образовательную систему, сравнив специалитет с бакалавриатом+магистратурой. Таирова-Яковлева рассказала, что с бакалавриатом нет особых проблем, а вот на этапе магистратуры она часто страдает от того, что изучать историю приходят студенты совершенно не связанных с ней специальностей, которые не знают основ: что такое источниковедение, критика источника, как читать документы и т.д. Что касается преимуществ и недостатков западной системы образования, то Таирова-Яковлева тут отметила умение студентов вести дискуссию и защищать свою позицию, но, с другой стороны, отсутствие традиции обращения с источниками — все это характерно для американцев, канадцев и отчасти французов.

Поговорили о том, насколько политическая конфронтация между государствами мешает научному обмену. Таирова-Яковлева высказалась против исторической политики как таковой. Ей не привыкать быть меж двух огней: на Украине ее некоторые считают «агентом Путина» из-за полученного когда-то президентского гранта, а в России — что раз ее публикуют на Украине, то она придерживается украинофильских взглядов. Все это только мешает исследованиям. В качестве примера гостья привела того же Мазепу, — многие украинцы считают, что он пытался сделать Украину частью Европы, но по мнению Татьяны Геннадьевны, говорить в таких терминах о событиях XVII века просто бессмысленно. Другой пример политизации истории: на Украине когда-то думали отмечать дату битвы при Конотопе, где войска Ивана Выговского разбили русские войска. Но никаких последствий эта победа не имела, потому что Выговского вскоре свергли. Кроме того, в архиве Мазепы Таирова-Яковлева обнаружила соглашение, подписанное Выговским с русскими воеводами, где он сдавал автономию украинского казачества в обмен на личные блага и власть. Неприятный (в том числе лично для Таировой-Яковлевой) факт, но это исторические события XVII века, на которые нужно смотреть в контексте, а не исходя из реалий сегодняшнего дня. Еще один пример такого рода — Гайдамацкое восстание, о котором Таирова-Яковлева недавно сделала публикацию, основанную на свидетельствах сотен участников событий. Оказалось, что их целью была не независимость, а объединение Левобережной и Правобережной Украины под властью российской императрицы. Это стало шоком для некоторых ее украинских коллег.

Обсудили вторжение политики в историю и в более тревожном ключе — в частности, набирающую обороты в России борьбу с «фальсификацией истории». Поговорили и об актуальных исследованиях: например, сейчас гостья хочет запустить международный проект, посвященный поискам могилы Богдана Хмельницкого.

Обсуждая общество «Мемориал», Таирова-Яковлева поделилась примером из истории собственной семьи: ее прадед был адъютантом генерального штаба российской армии, и после революции уничтожил все свои фотографии и документы о себе. В советские годы многие специально не интересовались собственным прошлым, потому что боялись найти в нем что-то опасное. По мнению Таировой-Яковлевой, это большая проблема для всего общества, так как важнее исторической памяти нет вообще ничего. И поэтому работа «Мемориала» крайне важна и актуальна для нашей страны.

Организаторы цикла «Историк за верстаком» — Вольное историческое общество и Международный Мемориал. Руководители проекта и ведущие — Константин Морозов и Никита Соколов.

Мы советуем
8 декабря 2020