Музей «Бывшая тюрьма КГБ» в Потсдаме (Германия)

8 февраля 2010

Музей «Бывшая тюрьма КГБ в Потсдаме» (также – «Тюрьма Ноер Гартен в Потсдаме») был открыт для широкой публики в 1997. Это место, хранящее память о репрессиях против немецких и советских граждан, обвинённых спецслужбами СССР и ГДР в политических преступлениях и получивших приговоры. Музей появился относительно недавно, и работа по подготовке экспозиций велась параллельно с изучением истории тюрьмы и сбором разного рода информации. Практически «с нуля» была организована разработка и подготовка выставочного пространства.

Здание и музей

Историческое здание оставлено максимально аутентичным, а для административных функций достроен специальный “нейтральный” блок

Само здание, построенное в 1916 – 1917 гг. принадлежало местной общине евангелической церкви, в 1945 было конфисковано советскими оккупационными властями и отдано в ведение Главного управления контрразведки «СМЕРШ». Ведомство перестроило дом под свои нужды, организовав здесь следственную тюрьму.

В 1994 году вся территория была возвращена евангелической церкви. Шок, который испытали те, кому возвратили здание и прилегающие к нему территории, сменился желанием больше узнать о том, что здесь происходило. В связи с этим община обратилась в 1994 в две организации, занимающиеся правами человека – Amnesty International и Международный Мемориал (в отделение в Санкт-Петербурге), которые в апреле 1995 г. помогли подготовить проект, направленный на реализацию исследовательской работы по истории этой тюрьмы.

Тюремный коридор с камерами

После упразднения тюрьмы и открытия «военного городка № 7», как некогда называлась территория на Ляйстиковштрассе, сюда стали приходить и бывшие заключённые 1945–46 и 1952–53 гг., которые хотели заново познакомиться с местом своего заключения, показать его своими друзьям и родственникам. Бывшие арестанты рассказывали историю своего заключения – ложные обвинения, пытки на допросах, пребывание в тюрьме, вынесение приговора советским военным трибуналом, последующие годы, проведённые в тюрьмах Советской оккупационной зоны Германии (SBZ), впоследствии – ГДР, или в ГУЛАГе, например, в Воркуте.

Гигиена в тюрьме

В 1997 г. здание перешло местному профсоюзу (с 2003 г. – фонду), объединившему исследователей из Amnesty International и немецкого Международного Мемориала, а также заинтересованных граждан-жителей Потсдама. Одновременно начались работы по фотографированию, консервации и изучению документов, имеющих отношение к тюрьме.

История тюрьмы и её узников

Преследование немцев по уголовным статьям развернулось в ГДР в 1950-1951 гг. после создания Министерства государственной безопасности. Однако в начале существования тюрьмы помимо немецких заключённых здесь содержались и советские граждане (1953–54 гг.). Сотрудники исследовательского центра Мемориала в Санкт-Петербурге смогли найти сведения о судьбе восьми из них (двое до сих пор живы).

Нары в камере

Безусловно, эти сведения не исчерпывающи, но существенны для восстановления важной части истории тюрьмы. Точное число заключённых, находившихся в разное время в потсдамской тюрьме, до сих пор не известно. На настоящий момент собраны достаточно подробные сведения о судьбе 66 заключённых-немцев. Всего имеются сведения и упоминания (в том числе неполные и отрывочные) о ещё 130 арестованных. Однако реальные цифры могут стать доступными только после ознакомления с документами, 

Размещение музейной экспозиции в историческом месте – отдельная проблема

находящимся в российских архивах, в частности в архиве ФСБ.

Наряду с относительно небольшим числом членов нацистской партии, гитлерюгенда и Союза немецких девушек, на Ляйстиковштрассе содержались немцы, возвращавшиеся на родину из занятых союзниками земель, эмигранты, уехавшие из России после 1917 г., участники власовской армии, мнимые и «действительные» агенты западных спецслужб, подозреваемые в шпионаже, а также множество жертв доноса и молодежь в возрасте от 15 до 19, якобы участвовавшая в террористической нацистской организации «Вервольф». Приговоры выносились на основании пунктов статьи 58 уголовного кодекса СССР. Обвинения, которые предъявлялись в этих стенах, – шпионаж, «антисоветская агитация и пропаганда», участие в «нелегальных объединениях».

Советских заключённых, в основном, военнослужащих, обвиняли в дезертирстве, побеге 

Дверь камеры

из мест пленения на родину, или в бегстве в ФРГ/Западный Берлин, в шпионаже, прослушивании западных радиостанций (РИАС, «Радио Свобода»), критических высказываниях о советской системе, в контактах с немецкими женщинами и уголовных преступлениях (умышленных автоавариях, убийствах, кражах).

В последние три года всё чаще высказывается предположение, что до 1953 г. тюрьма на Ляйстиковштрассе была центральным местом лишения свободы для членов групп сопротивления. Работникам музея известны имена разных людей, которые протестовали против навязываемой ГДР коммунистической системы или имели контакты

“Глазок” в стене: надсмотрщикам для полного обзора камеры могло не хватать “глазка” в двери, и тогда дыру проделывали еще и в стене

 с западноберлинской группой против нарушения прав человека (Kampfgruppe gegen Unmenschlichkeit), со Следственным комитетом юристов, выступающих за свободу (Untersuchungsausschuß Freiheitlicher Juristen).

Работа музея

Одна из первых экспозиций в тюрьме

Первая, ещё небольшая, но информативная выставка открылась в здании бывшей тюрьмы в 1997 г. Она была подготовлена Международным Мемориалом (Санкт-Петербург) и носила название «Из Потсдама в Воркуту» («Von Potsdam nach Workuta»). В 2000 г. выставка, имевшая такое же название, была расширена, переработана и включена в более широкий исторический контекст (работу провели представители уже немецкого Международного Мемориала). На первый план были выдвинуты интервью с бывшими заключёнными, собранные и обработанные немецкими историками.

Впоследствии, в 2008-2009 г. был выпущен диск с аудио и видеозаписями интервью с 58 бывшими заключёнными этой тюрьмы. Материалы выставки «Из Потсдама в Воркуту» вошли в каталог «Тени между Бельведером и замком Сесиленхоф» / «Schatten zwischen Belvedere und Schloß Cecilienhof» (2007).

Важным источником музейной работы послужили документы, связанные с реабилитацией, постановления об освобождении, открытки из лагерей, рисунки, фотографии, печатные и рукописные материалы. Всё это приносили в музей бывшие заключённые.

Надписи на стенах есть и в камерах и в коридорах: они имеют разные источники происхождения

Источником особого рода стали бесчисленные надписи на стенах в камерах, работа с которыми началась только после реконструкции здания в 2007 г. Помимо имён – иногда с указанием даты рождения или возраста, узники сообщали домашние адреса, писали дату ареста и вынесения приговора. На стенах сохранились царапины, отмечающие дни календаря, рисунки, одно стихотворение… Надписей по-немецки не так много, большинство сделано на русском языке, часто без упоминания имени писавшего, однако с указанием даты отъезда и места отправления или прибытия. Этот материал ждёт дальнейшего подробного исследования.

В 2007 г., когда здание музея было закрыто на реставрацию, началась активная работа с письменными воспоминаниями – они постоянно дополнялись сообщениями, полученными из других свидетельств, некоторые сведения подтверждались, другие вызывали вопросы и давали повод для дальнейшего уточнения. Сотрудники музея ведут постоянную работу работа по изучению лакун и умолчаний в письменных и устных воспоминаниях, анализируют немецкую прессу и архивные источники – словом всё, что может пролить свет на прошлое, связанное с этим местом.

Вероятное место крепления опускаемых нар в карцере (днём они поднимались к стене). Музеи в бывший тюрьмах – уникальный источник по истории репрессивной советской системы.

При изучении интервью и немецких документов стало ясно, что для восстановления полноценной исторической картины не хватает важной составляющей с советской стороны – актов соответствующих органов, протоколов и документов, связанных с заключением, транспортировкой, допросами, списков погибших, и т.п. Хотя даже документы о реабилитации, попавшие к работникам музея от бывших заключённых, способны многое рассказать о процессах и приговорах, вынесенных советскими военными трибуналами. Поэтому на настоящий момент для сотрудников музея и фонда актуальной задачей является представить историю конкретной тюрьмы в связи с биографиями людей, поместив их в контекст известных сведений по истории сталинизма.

Адрес музея: Потсдам. Ляйстиковштрассе, 1. Музей «Бывшая тюрьма КГБ»

Материал подготовлен на основе статьи Гизелы Курце: Giesela Kurze. Begegnungen wurden zu Quellen. Der Forschungsstand zum „Ehemaligen KGB-Gefängnis Potsdam Leistikowstraße 1“ // Der Stacheldraht. – Berlin, 2009, Nr. 5. Ss. 7 – 9.

Фотографии: галереи музея и Юлии Черниковой

Перевод Натальи Колягиной

Дополнительные материалы:

Мы советуем
8 февраля 2010