На прошлой неделе в Германии открылись сразу две выставки в разных городах – Берлине и Бремене, к подготовке которых имел непосредственное отношение «Международный Мемориал».
Первая под названием «Карола Нейер. Актриса» рассказывает историю немецкой актрисы Каролы Геншке (Нейер – сценический псевдоним), одной из любимых актрис Бертольда Брехта, игравшей главные роли во многих постановках по его пьесам.
В 20-х годах прошлого века она была настоящей звездой немецкой сцены, но приход к власти нацистов прервал её карьеру. Нейер была вынуждена оставить Германию и какое-то время жила в разных городах Восточной Европы. В 1934 году актриса, имевшая определённые симпатии к коммунистам, переехала вместе с мужем в Советскую Россию, где вскоре после переезда родила сына. Дальнейшая её судьба, к сожалению, сложилась по общему для многих политических имигрантов того времени сценарию: арест вместе с мужем в 1936 году, обвинение по 58-ой статье, тюрьмы, этапы, тиф и смерть в пересыльной тюрьме Соль-Илецка под Оренбургом в 1941-м. На доме, где жила Карола Нейерт в Москве в момент ареста, планируется установить табличку Последнего адреса.
Подробнее о биографии актрисы можно почитать здесь.
В 2013 году в родном городе Нейер Мюнхене была названа улица её именем и организована специальная выставка, посвящённая судьбе и творчеству актрисы. 29 октября 2016 эта выставка переехала в Берлин. В Церемонии открытия выставки и конференции после ее открытия приняли участие представители Дома литературы, немецкого Музея театра, Международного «Мемориала» и немецкого Мемориала: Лутц Дитрих, Петра Краус, Беттина Нир-Веред, Ирина Щербакова (руководитель просветительских и образовательных программ Международного Мемориала) и Миха Нейер – родной племянник Каролины Нейер. Затем студенты берлинской Высшей школы драматического искусства «Эрнст Буш» представили короткий отрывок театральной программы, посвящённой актрисе, «Холодные ноги, горячее сердце».
Выставка открыта для посещения вплоть до 11 декабря.
Неделей позже, пятого ноября в Бремене при поддержке Дома Знания состоялось открытие другой выставки, приехавшей в Германию из Москвы. Выставка «”Samizdat” im GULAG. Eine schwarze Literaturgeschichte» [Cамиздат в ГУЛАГе: темное литературное наследие]. Экспозиция этой выставки была составлена из материалов архива Международного Мемориала.
Эпоха так называемого «классического» самиздата продлилась около 30 лет. Во второй половине 1980-х годов на смену ему пришел самиздат эпохи перестройки – явление куда более массовое, охватившее многие слои населения и большинство регионов страны. Семидесятилетнее царство цензуры в СССР закончилось летом 1990 года, когда она законодательно была отменена.
[из репортажа с открытия выставки в Москве]
В архиве Мемориала в Москве хранится множество самодельных книг и альбомов, писем, записных книжек и других памятников тайной советской словесности. Записки на папиросной бумаге, альбомы из бересты, крошечные самодельные молитвенники размером с ноготь, записанные по памяти стихи и стихи собственного сочинения. Даже детские сказки, собственноручно написанные и разрисованные для детей, оставшихся на воле, от мамы, отбывающей срок в лагере. Многие из этих экспонатов сегодня можно увидеть на выставке в Бремене до 14 января 2017.