«Великий гражданин», 1 серия

15 января 2010

Сталин в борьбе с «троцкистско-зиновьевской оппозицией»

Первая серия «Великого гражданина» посвящена внутрипартийной борьбе за власть накануне XIV съезда партии – согласно советскому историографическому канону, политическую атмосферу 1925 года определяли интриги «троцкистско-зиновьевского блока».

Николай Боголюбов в роли Петра Шахова

Главный положительный герой фильма – коммунист Петр Шахов (Н. Боголюбов), прототипом которого стал С. М. Киров, лидер ленинградских большевиков и видный партийный оратор («пламенный трибун Коммунистической партии»).

Партийные оппозиционеры Карташов (И. Берсенев) и Боровский (О. Жаков) состоят в сговоре с Троцким и Зиновьевым. Враги партийного единства – это образованные (в фильме показано, что даже слишком) интеллигенты и профессиональные революционеры. Обоих отличает козлиная бородка «под Троцкого», склонность к интригам и легкая истеричность.

“Злодеи” – партийные оппозиционеры

В первой серии Карташов и Боровский возглавляют один из губкомов, где используют свою власть для того, чтобы препятствовать «социалистическому строительству» (они выступают против «рационализации» на заводе «Красный металлист», идея которой заключается в том, чтобы перестать делать зажигалки и запустить производство тракторов и танков). Главная цель оппозиционеров преступна: они хотят получить на съезде большинство голосов и взять власть, проникнув в аппарат ЦК.

Реальная политическая атмосфера в ЦК после смерти Ленина действительно определялась борьбой за власть между вождями революции – Троцким, Каменевым, Зиновьевым и Сталиным. На XIV съезде «новая оппозиция» (Зиновьев, Каменев, ленинградская делегация) попыталась выступить против Сталина – это и стало началом их последовательного уничтожения. В фильме «Великий гражданин» попытка оппозиционеров «перетянуть на себя голоса» преподносится как политическое преступление. «Партия сильна тем, что едина», – эта формулировка повторяется в фильме как религиозный символ веры. «Фракционность» в партии была осуждена еще Лениным – Х съезд РКПб (1921 г.) принял резолюцию «О единстве партии». Но возвел эту резолюцию в абсолют именно Сталин, сделав ее своим политическим оружием. Для рядового члена партии 30-х годов очевидно: настоящий большевик должен верить партии и подчиняться ей даже вопреки здравому смыслу.

Финальные титры первой серии «Великого гражданина» гласят: «заговорщики были разгромлены на XV съезде». Действительно, на съезде 1927 года Троцкий, Зиновьев, Каменев и другие члены «троцкистско-зиновьевского блока» были исключены из партии. После съезда партия была «очищена» еще от 10 тысяч оппозиционеров.

«Внутренний враг» как оборотень

“Народ”: массовая сцена

В фильме публичные выступления «троцкистов» по своей риторике ничем не отличаются от выступлений «настоящих большевиков». С позиции рядовых слушателей – «народа» – они говорят одними и теми же лозунгами. «Великий гражданин» подтверждает укорененную за годы сталинского террора в массовом сознании максиму, что только власть может отделить «своих» от «чужих» и выявить «внутренних врагов» (партии и НКВД виднее, кто есть кто). Тем самым фильм обосновывает необходимость всех политических процессов, инициированных Сталиным.

Образ внутреннего врага-оборотня родился из сталинского тезиса об ожесточении классовой борьбы и был закреплен политическими процессами конца 20-х годов. Впервые он активно использовался в «шахтинском деле» 1928 года: на этом процессе 53 инженера публично признались в саботаже и вредительстве советской индустрии на шахтах Донбасса. В 1932 г. выходит фильм «Две встречи» (режиссер Я. Уринов, Межрабпомфильм), который впервые наглядно разъяснил советскому зрителю понятие «внутренний враг». Основная черта образа «внутреннего врага» — двойничество («двурушничество»). Это значит, что внешне враг ничем не отличается от советского гражданина: он может оказаться приятелем, родственником, мужем или женой, а также начальником и партийным деятелем. Согласно пропаганде 30-х годов, советский человек в любой момент может столкнуться с «оборотнем» и должен воспитывать в себе привычку к бдительности и доносительству.

Черты фильма-диспута

При этом «Великий гражданин» принципиально отличался от типичных фильмов этого периода о шпионах и вредителях. Как правило, кино о разоблачении диверсантов и вредителей совмещало идеологию с развлечением зрителя. По жанровой форме это, например, могла быть мелодрама («Партийный билет» И. Пырьева 1936 г.), детектив («Ленин в 1918 году» М. Ромма 1939 г.) и даже комедия (в самом начале музыкальной комедии 1939 г. «Девушка с характером» К. Юдина героиня легко и забавно обезоруживает диверсанта). Фильм Ф. Эрмлера – это уникальный опыт собственно политического фильма-диспута. Он состоит из идеологических споров, партийных собраний, публичных речей и обвинений. Даже «красную свадьбу» положительные герои во главе с Шаховым организовывают для того, чтобы под ее прикрытием подготовить разоблачение Карташова и Боровского на заводском партсобрании.

Зрителю из другой эпохи сперва нелегко наблюдать за политическими спорами и риторическими интригами. Однако уже через двадцать минут атмосфера словесных поединков затягивает. Во-первых, в фильме задействованы талантливые актеры, которые создают живые и яркие характеры. Во-вторых, в работе над первой серией Ф. Эрмлер использовал нетривиальные и политически опасные репетиции. На них актеры Н. Боголюбов, игравший Шахова, и И. Берсенев, игравший лидера оппозиции Карташова, отставили свои позиции всерьез. Каждый получал соответствующую литературу и должен был убедить противника. Мировая революция или социалистическое строительство? Всемирный коммунизм или социалистическая страна в окружении врагов? Запал этих споров перешел в фильм, хотя позиция Карташова там, разумеется, искусственно «ослаблена».

Кроме того, «Великий гражданин» хранит энергию одержимого идеей коллектива, которой он был наполнен в агитационных целях. С тем же запалом, с которым сотни рабочих рвутся в фильме на партсобрание, массы советских людей голосовали за осуждение врагов народа, разоблачали своих родных или приветствовали Сталина. В финальную сцену первой серии (праздничное шествие заводских рабочих по поводу выпуска первого трактора) вмонтирована хроника. Так киновымысел окончательно смыкается с реальностью.

Приложение

На многих иллюстрациях Киров действительно очень похож на Петра Шахова:

 Ольга Романова

Мы советуем
15 января 2010