1) На Новом кладбище, примыкающем к стене древнего монастыря в районе Шуховской радиобашни, в 1927 году был оборудован первый в Москве крематорий. В 1937-38 гг. именно это кладбище стало одним из мест массовых захоронений жертв репрессий, в том числе высокопоставленных, таких как М.Н. Тухачевский, А.В. Косарев, П.П. Постышев. Как вы думаете, почему? Найдите и сфотографируйте хотя бы одно место коллективного захоронения жертв репрессий на территории этого кладбища.
Памятник на месте массового захоронения жертв Большого террора на Новом кладбище Донского монастыря. Фотография Ирины Шестопаловой, Михаила Драбкина.
2) Историческое кладбище одного из самых известных московских монастырей, на котором были похоронены философ Алексей Хомяков, писатель Николай Гоголь, поэт Николай Языков, композитор Николай Рубинштейн, художник Василий Перов и другие, было уничтожено в начале 30-х гг. Сейчас на территории этого монастыря находится мемориальное сооружение, посвящённое памяти всех, кто когда-либо был погребён в монастырской земле, в том числе беспризорников и детей, которых отбирали у их арестованных родителей в годы Большого террора и отправляли в Даниловский детприемник. Что это за монастырь? Найдите и сфотографируйте это сооружение.
3) А.В. Снегов, бывший заведующий организационным отделом ЦК компартии Украины, так описывает примерную схему пути советского политзаключённого из внутренней тюрьмы НКВД:
«Заключённого вызывали из камеры, выводили во двор внутренней тюрьмы и сажали в фургон “чёрного воронка”. Обычно заключённых вывозили сразу по нескольку человек. Машина через задние ворота в заднем комплексе ГУГБ НКВД выезжала на Малую Лубянку, заворачивала налево, проезжала по площади Дзержинского и сворачивала на <…>. Там она резко затормаживала у дома № 21, у аптеки, затем сворачивала и задним ходом заезжала во двор дома 23 здания военной коллегии Верховного суда СССР <…>
Обвиняемых выводили из машины по одному, и конвой доставлял их по очереди по чёрной лестнице на второй этаж здания, где заседала военная коллегия. Возглавлял судилище обычно сам армейский юрист Василий Васильевич Ульрих. Суд был скорый: десять минут на каждого человека. Решения были заготовлены и оформлены заранее, для всех в основном высшая мера – расстрел…» // Из книги Владимира Пятницкого «Заговор против Сталина». – М.: «Современник», 1998. С. 130.
Найдите и сфотографируйте здание, к которому ведет описанный маршрут и в котором в 1937 – 1938 гг. было приговорено к смерти более 8000 москвичей. Какая известная всей Москве историческая аптека упоминается в тексте?
Здание Военной коллегии на Никольской, 23. Фотография с сайта http://www.archnadzor.ru/
4) Найдите и сфотографируйте здание, в котором располагается прекрасный старинный зал, в годы советской власти ставший главным концертным и церемониальным залом страны. Здесь проходили концерты самых знаменитых артистов, торжественные заседания, детские новогодние елки, открытые политические процессы, например, процесс над троцкистами, публичные прощания с умершими вождями, включая Сталина. От этого места траурные процессии направлялись к самому почётному советскому кладбищу на Красной площади у Кремлевской стены, которое находится совсем недалеко.
Дом Союзов. Фотография Ксении Усановой, Евгения Хайкина.
5) Одна из самых роскошных гостиниц дореволюционной Москвы, находящаяся недалеко от Кремля, один из фасадов которой в 1918 году в рамках реализации плана монументальной пропаганды был украшен майоликовым панно на индустриальную тематику, стала в 1920-х гг. центром партийной жизни. В 1927 г. с её балкона с приветственным словом обратился к последней демонстрации, которую проводила оппозиция, её лидер. Вскоре после этого большинство участников этой демонстрации было арестовано и впоследствии казнено, а в период Большого террора обвинение в симпатии к взглядам этого оратора стало причиной гибели многих тысяч людей. О каком политическом деятеле идёт речь и что вы знаете о его дальнейшей судьбе? Найдите эту гостиницу и сфотографируйте балкон.
Гостиница «Националь». Фотография Веры Глумовой, Евгения Глумова, Светланы Ушаковой, Игоря Бакушина.