Преподавание истории Холокоста и Второй мировой войны в немецких школах

Бывшие ученики об уроках истории
13 августа 2014

Автор – Евгения Лёзина

Для современных немцев Холокост и Вторая мировая война – не события отдаленного прошлого, а неотъемлемая часть недавней истории страны. Восстановление политических институтов в Западной Германии и послевоенное политическое образование во многом определялись усилиями по осмыслению нацистской диктатуры и поисками гарантий предотвращения повторения катастрофы. Изучение нацистского периода во всех его аспектах – приход Гитлера к власти, создание им диктатуры НСДАП; отмена законности; преследование всех видов политических оппонентов; преследование евреев на расовой почве, кульминацией которого стал Холокост; молчание и оппозиция немецких граждан; начало Германией Второй мировой войны – является обязательным содержательным аспектом преподавания в немецких школах всех типов и на всех уровнях обучения. 

При этом изучение нацистской диктатуры и Холокоста не ограничивается учебным планом по истории, эти исторические сюжеты активно обсуждаются в рамках различных школьных дисциплин:

  • На уроках истории, нацистский период рассматривается в контексте немецкий или мировой истории ХХ века. Учащиеся, успешно сдавшие в возрасте 18 или 19 лет выпускной экзамен (Abitur), необходимый для поступления в университет, получают формальное историческое представление о немецкой истории ХХ века дважды – в течение последних двух лет обучения, а также в девятом или десятом классе.
  • На уроках граждановедения и обществознания тема Холокоста связывается с политическими институтами Германии и ценностями, управляющими политической жизнью в демократическом обществе. Во время обсуждения текущих событий – таких как антисемитские инциденты и праворадикальный экстремизм в Германии и других странах, этнические чистки в Боснии, конфликт на Ближнем Востоке – учителя подчеркивают важность терпимости и верховенства права в качестве уроков, которые можно извлечь из Холокоста.
  • На уроках этики и религии, Холокост обсуждается с привязкой к проблематике вины и ответственности тех немцев, которые не рискнули своей жизнью для борьбы с национал-социализмом или для защиты этнических меньшинств. Поскольку понятие межрелигиозной толерантности и знание других мировых религий являются субъектами дисциплины «Религиоведение» в немецких государственных школах, учителя нередко проводят встречи с членами организованных еврейских общин, вместе с учениками посещают местные синагоги, а также мемориалы или музеи Холокоста.
  • Послевоенная немецкая литература, прежде всего, литература 1950-х и 1960-х годов, была поглощена осмыслением нацистской эпохи и Холокоста. Судьбы жертв Холокоста, а также позиция населения (то, что немцы сделали или не сделали во времена Третьего рейха) часто оказываются в центре внимания на уроках немецкой литературы, где произведения, романы, рассказы, пьесы таких авторов, как Альфред Андерш, Ильзе Айхингер, Генрих Бёлль, Гюнтер Грасс, Рольф Хоххут, Мари-Луизе Кашниц, Зигфрид Ленц и других авторов обсуждаются в контексте изучения современной немецкой литературы.
  • Посещение мемориалов или музеев Холокоста на местах бывших концентрационных лагерей является неотъемлемой частью школьных экскурсий. Немецкие старшеклассники под руководством учителей составляют самую многочисленную категорию посетителей мест памяти, связанных с нацистским террором.

Цель преподавания темы Холокоста не ограничивается обучением студентов историческим фактам. Основной политической и образовательной целью знакомства молодых немцев с трагическим прошлым их страны и виной их предков является, прежде всего, стремление донести до них последствия гитлеровской диктатуры, уникальность Холокоста, а также значимость ценностей и институтов, защищающих свободу и демократию.

Так, учебный план, изданный министерством образования земли Северный Рейн-Вестфалия и предназначенный для преподавания Холокоста на уроках истории в девятом классе средней школы (Realschule), подчёркивает важность демократических институтов и идей. В директиве под названием «От антигуманных идей к истреблению человеческой жизни», в частности, утверждается, что в процессе обучения школьники должны научиться распознавать:

  • Разрушение демократического правительства, основанного на верховенстве права.
  • Введение в действие принципов фюрера.
  • Полную регламентацию жизни населения посредством пропаганды.
  • Дискриминацию и террор, и антигуманные идеи превосходства арийской расы, сформировавшие основу, с помощью которой Гитлер мог развязать мировую войну и приступить к систематическому разрушению человеческих жизней.

Согласно документу, подготовленному министерством образования земли Северный Рейн-Вестфалия, директивы по преподаванию Холокоста в основной средней школе (в Hauptschule проходят обучение школьники с пятого по девятый или десятый класс), кроме прочего, содержат указание на то, что:

  • Обучение должно стремиться предотвратить забвение прошлого и критически оценивать тенденции к «нормализации» немецкого исторического сознания. Исследование причин успеха национал-социализма в Германии должно стать основным направлением обучения.
  • Обучение должно быть спланировано так, чтобы школьники осознавали важность памяти о национал-социализме в настоящем и будущем. Поэтому преподавание этих тем должно затрагивать вопросы, связанные с ответственностью будущих поколений и имеющие отношение к современным проявлениям неофашистских и неоантисемитских настроений.
  • Обучение должно передавать точку зрения жертв нацизма и давать школьникам возможность изучения повседневной истории периода национал-социализма ярким и наглядным образомЦит. по: Wehrmann, Gunter. Holocaust Education in Germany. The German Information Center. Translated by Laren Dentone, Kelly Grace, Devan Peel, 1998..

Переоценка политико-культурных ценностей и фокус на жертвах нацизма постепенно становились во главу немецкой национальной идентичности. Культура памяти, доминирующая в современной Федеративной Республике, была сформирована в результате открытого критического обсуждения и принятия ответственности за прошлое страны. В этой работе памяти принимали участие культурные репродуктивные институты: изучение Холокоста было интегрировано в школьную программу; телевидение и другие учреждения культуры способствовали осмыслению прошлого в публичной сфере. Все эти усилия в перспективе способствовали смене поколений. «Для молодых немцев сегодня, – констатировал в начале 2000-х годов историк Билл Нивен, – национал-социалистическое прошлое является не столько источником личного стыда, сколько напоминанием о важности принятия моральной ответственности в настоящем и будущем»Niven, Bill. Facing the Nazi Past: United Germany and the Legacy of the Third Reich. London and New York: Routledge, 2002. p. 157.. Как справедливо отметил Нивен, «Мифы могут быть развеяны только в том случае, если процесс просвещения глубоко проникнет в общество»Ibid. p. 151..

В подтверждение этой оценки ниже приводятся слова бывших учеников немецких школ: выпускники воспоминают о том, как во время учебы они знакомились с болезненными темами немецкой национальной истории XX века – нацисткой диктатурой, Холокостом, Второй мировой войной. Приведённые ниже ответы бывших немецких школьников были даны на прямые вопросы Интернет-пользователей о том, как указанные темы преподаются в Германии. Обсуждение происходило, главным образом, в социальной сети и блогоплатформе Reddit (www.reddit.com) в 2012 – 2013 годах:

«Мы в школе начали рано обсуждать и изучать эту тему. Ни один её аспект не оставался без внимания. Мы начали с политической части, а затем, такое ощущение, что мы всё время в школе только и говорили о Холокосте. Мы также совершали поездки в концлагеря и посещали еврейские кладбища. Ни разу не было случая, чтобы наш учитель пытался оправдать эту историю.

Я думаю, что школы довольно ясно доносят до детей случившееся, знакомя их с каждым жёстким фактом и реальностью. Я видел фотографии изголодавшихся и мертвых евреев и ужас войны.

Это не задевало меня лично. Просто было невероятно, что всё это вообще могло случиться и что мой дед был к этому причастен.

Я думаю, вы можете говорить открыто на эту тему с любым немцем, пока вы не утверждаете, что немцы всё ещё нацисты. Я бы сказал, что мы стараемся показывать произошедшее, чтобы предотвратить повторение истории. Дискуссии были всегда открытыми». (vxx)

«Эта тема в школе преподается очень объективно. Мы читали Анну Франк. Ходили в музеи, даже однажды, я думаю, в 9-м классе, ездили в концентрационный лагерь. Ничего не приукрашивалось.

Знакомство с нацистским режимом составляло значительную часть нашего образования. И не только на уроках истории.
Мне, например, пришлось интерпретировать речь Геббельса на выпускном экзамене по немецкому языку в 13-м классе. Как он повлиял на людей и что на самом деле имел в виду, какие речи использовал и т. п.

Нас учат, что это часть нашей истории, которой мы не можем гордиться. Но что сделали это не мы (молодое поколение). Мы же можем учиться у этого прошлого так, чтобы никогда не позволить ничему подобному повториться». (IranianGenius

«Я посещал школу в Германии в течение 13 лет, и могу сказать, что в настоящее время в школах очень подробно рассказывают о Второй Мировой войне и Холокосте. В последние два года перед получением аттестата зрелости (Abitur – диплом средней школы в Германии) мы говорили об этом так много, что некоторых студентов это даже раздражало. Хорошо то, что мы не только говорили об ошибках и ужасающих преступлениях, но и обсуждали психологические аспекты и причины. Мы без остановки читали Гюнтера Грасса и пытались выяснить, почему это произошло, и как с этим справится, если история вновь повторится.

Подводя итог: вместо простого «прохождения» фактов учителя гимназии старались убедиться, что мы действительно понимали произошедшие события (насколько это вообще возможно сегодня). И мы действительно многое узнавали» (Isa).

«По сути, история всего нацистского периода повторялась так часто, что заполняла около 70% наших занятий по истории. По крайней мере, было такое ощущение. Многие школы посещают концентрационные лагеря (KZ). К нам также приходил еврейский свидетель рассказать свою историю. Это был ужасающий, но также очень важный опыт обучения, и я не понимаю, как после этого можно отрицать то, что произошло (я имею в виду неонацистов)». (nowhere_near

«Я на самом деле думаю, что интенсивность, с которой эта тема преподавалась, была абсолютно адекватной. Это правда, что нам снова и снова напоминают о прошлом. Но дело не только в том, что мы совершили такие плохие вещи, но и в том, что привело к ним, и, следовательно, чего не следует делать, чтобы это могло снова произойти в любой точке мира.
Наш визит в концентрационный лагерь был одним из самых интенсивных переживаний в моей жизни. Мы поехали туда (в лагерь Маутхаузен) в один из самых жарких дней в году. Никто не запасся водой, и мы ничего не могли купить на месте. Таким образом, мы были вынуждены физически страдать, когда мы ходили по лагерю и карьеру, в котором должны были работать «заключённые». Когда мы смотрели кадры об освобождении лагеря смерти войсками США и слушали их впечатления, меня чуть не стошнило. Не могу вспомнить, чтобы я когда-либо чувствовал себя так ужасно. Я думаю, что АБСОЛЮТНО правильный подход к данной теме». (mitcch)

«Было два урока об этом периоде, которые я усвоил уже довольно поздно во время учёбы в школе. До того как я осознал эти вещи, я думал приблизительно так: „Я всё знааааю, оставьте меня в покое!“ Уроки же заключались в том, чтобы, во-первых, уметь видеть и определять признаки пропаганды, массовой индоктринации и дегуманизации „врага“, которые сделали войну (любую войну) и зверства возможными. Это не просто история, это может произойти в любое время, в любом месте. В последний раз я заметил это во время сербской / косовской войны. Многие люди, которые „всё знают“, не могут до сих пор идентифицировать пропаганду и её последствия в текущем политическом дискурсе. А её признаков очень много. Второй урок состоял в понимании того, что это может случиться с большинством из нас, и что требуются сознательные усилия, чтобы бороться с последствия пропаганды. Люди, которые „всё знают“, воспринимают зверства так, как будто они были совершены инопланетной расой. Но это не так, это было сделано людьми, и ты сам, скорее всего, способен на нечто подобное». (PostingInPublic)

«Один из моих дедов был призван в Вермахт в 1942 году, попал в плен и провел 4 года в качестве военнопленного в Англии. Ему было 16 лет, когда он был призван в армию. Моему другому дедушке было только 9 лет в то время, так что ему повезло.

Что мы изучали в школе? Одна вещь, которую я хотел бы подчеркнуть, это то, что мы не просто проходили на уроках Вторую мировую войну. Мы действительно должны были вернуться, по крайней мере, в 1870 год, то есть в момент объединения Германии. В основном, период 1870 – 1945 годов приходится на 8 – 12 или 13 классы с несколькими перерывами. Я бы не сказал, что Второй мировой войне (точнее непосредственно «военному бизнесу») уделяется слишком большое внимание. Скорее, акцент делается на немецком и европейском обществе и духе того времени. Почему пришла к власти НСДАП? Что было не так с конституцией Веймарской республики? Конечно, часто задаваемый вопрос, почему не восстал немецкий народ? Разве люди не слышали о концлагерях? Ответом здесь является то, что люди были просто глупы. Радио только начинало становиться доступным для широкой публики, и другие станции, не санкционированные официально, были объявлены вне закона». (kadrach)

«Большая часть времени на уроках уделялась не фактически войне, а всему, что привело к ней, и всему, что её сопровождало. Нам пытались показать, как стало возможно то, что произошло нечто подобное (и как это легко может повториться), а также пытались заставить нас осознать масштабы злодеяний.

Также моим учителям пришлось предпринять серьезные усилия, чтобы показать нам, что все эти люди, утверждавшие тогда, что они не знали о зверствах, были просто кровавыми лжецами. И то, что запало сильнее всего из школьных уроков истории, было осознание того, что при тех же обстоятельствах большинство людей вновь поддержало бы нацистов, независимо от того, насколько либеральны и толерантны они сегодня. И что вы сами не должны исключить себя из этой группы, так как вы действительно не знаете, как поступили бы в подобных обстоятельствах». (Maeher)

«Тема начинает изучаться между 8-м и 10-м классами, в зависимости от типа школы. Мы изучали тему Холокоста и нашей недавней тёмной истории почти на каждом уроке истории, обществознания и немецкого языка. Так что для меня, я могу сказать, это определенно была большая часть истории во время моего пребывания в школе. Может быть, даже немного слишком большая…». (apiratenamedbob)

«Я думаю, что мы начали узнавать о Холокосте в шестом классе (12-14 лет). Это являлось самой большой по объему темой, преподаваемой на уроках истории и других предметов. Мы читали множество книг, написанных свидетелями (например, дневник Анны Франк) на уроках немецкого, посещали синагоги и концентрационные лагеря и узнавали чудовищные подробности о Третьем рейхе на уроках истории. Многократно, с различной степенью глубины.

В моём окружении нет ненависти или даже негодования по отношению к евреям. Любое высказывание, которое может быть истолковано как антисемитское, является самым надёжным способом для немецкого политика совершить политическое самоубийство. Есть, конечно, ещё фанатики и есть политическая партия неонацистов (NPD), но они в основном выступают против иностранцев, а не против евреев. Они имеют небольшую поддержку в большей части Германии, но регулярно получают несколько мест в парламентах федеральных земель на Востоке, где существует высокая безработица». (ascii158)

«Я посещал гимназию в Баварии. Поскольку образование / учебные планы являются прерогативой федеральных земель, а не федерального правительства, то степень глубины и детали, вероятно, разнятся в зависимости от земли и типа школы (гимназия, реальная школа или основная средняя школа).

В общем, это было очень содержательно. Мы подробно рассматривали социологические и политические события непосредственно после Первой мировой войны, позволившие нацистам захватить власть; подъём нацистов (в рамках более широкой тематики Веймарского периода) и зверства, совершённые ими после прихода к власти, как до, так и во время Второй мировой войны, с особым акцентом на Холокосте и антисемитизме, но также на каждодневной практике диктатуры Гитлера (политическая тирания Гестапо, лагеря уничтожения, такие как Дахау, который мы посетили во время школьной поездки). Сама война преподавалась на уроках истории так же, как и любая другая, включая знакомство с кампаниями и военной тактикой, но это был не тот настоящий урок, который действительно важен по данной теме». (zergl)

«Я также считаю, что это было обязательным, а не только распространённой практикой. Я вырос неподалёку от Штутгарта, и мы с классом ездили на экскурсию в Дахау, под Мюнхеном. Я до сих пор помню короткометражный фильм и зал с информационными стендами и фотографиями. Я плакал, когда закончил читать всё это; там были некоторые фотографии медицинских экспериментов, по-моему, из Аушвица, и это меня просто убило. Как мальчику-восьмикласснику, мне было не очень комфортно в среде более сдержанных одноклассников. Тем не менее, это был очень мощный опыт для меня. Одна из немногих причин, по которой я не нахожу в себе ничего похожего на национальную гордость, – это наш способ преподавания и сохранения памяти о наших темных временах». (allihaveismymind)

Мы советуем
13 августа 2014