До того как у Холокоста появилось имя. Как началось осознание фактов о массовом уничтожении евреев / приглашение к конференции

1 апреля 2012

29 ноября – 1 декабря 2012 г. в Вене будет проходить конференция с таким названием. Последний срок подачи заявок на участие – 31 мая 2012. Ниже – подробная информация о мероприятии и условия участия.

Долгое время в традиционной историографии принято было считать, что вскоре после окончания Второй мировой войны все заинтересованные участники пришли к молчаливому согласию покрыть завесой молчания историю убийства миллионов евреев. У каждой стороны были свои причины согласиться на сей «благословенный акт забвения» (эти слова принадлежат Уинстону Черчиллю – они были сказаны во время его выступления в Цюрихском университете в сентябре 1946). Традиционная историография датирует этот период, когда тема Холокоста стала табу, вплоть до 1970-х – начала 1980-х годов. Говорилось, что за советским «железным занавесом» этот период продолжался даже вплоть до конца 1980-х и падения коммунизма, когда широкому обществу стало известно о массовом убийстве евреев.

Последние академические исследования (например, работы Давида Сесарани) поставили под сомнение такие историографические допущения. В этих исследованиях выявляются и обсуждаются усилия, предпринимаемые начиная с 1945 г. и в начале 1950-х годов, – попытки обнародовать общественные преступления нацистского режима и его сообщников, имевшие целью проинформировать население о совершённых преступлениях и двигаться в сторону пост-нацистского общества. Эти ранние инициативы впрочем приписывались, в основном, людям, пережившим Холокост, и еврейским организациям. Однако многочисленные официальные акты, предпринятые на государственных уровнях и призванные обратить внимание на прошлое, свидетельствуют, что сразу после войны было сделано и много политических усилий, направленных на осуждение и признание совершённого зла.

Именно этому и будет посвящена конференция им. Симона Визенталя в Вене в 2012 г. На ней будут рассмотрены условия и контексты конкретных политических мер (без фокусирования на современных правовых запретах).  Какие шаги были предприняты, чтобы придать огласке массовые убийства, задокументировать их, формировать память о геноциде, определить ответственность, «преодолеть прошлое» и поставить «вопрос о вине»? Как негосударственные субъекты, участвующие в исторической политике, связанной с недавним прошлым, взаимодействуют с политическими субъектами? Какие политически интересы были связаны с усилиями противостоять прошлому? Как и почему эти усилия не достигли цели? Когда можно обнаружить первые усилия создать табу вокруг этой темы? Каковы были тому причины?

Международные акторы и их влияние на то, как определялось отношение к прошлому, как оно освещалось – этот вопрос имеет целью выяснить, в какой степени национальные дискурсы были сформированы с оглядкой на мировую политику. Были ли определены началом Холодной войны различия между восточным и западным дискурсами о прошлом или они начались ранее? Следует обсуждать роль разных акторов, вовлечённых в политику выработки отношения к прошлому, и поставить под вопрос немецкую концепцию «политики прошлого (Vergangenheitspolitik) как выражения линейной протяжённости и однородных мнений».

Участники вольны осветить отдельные примеры, но при этом они должны фокусироваться на общем контексте, обстоятельствах, макроисследовании.   Представленное исследование должно знакомить с послевоенной европейской политикой, затрагивая, где это возможно, влияние факторов зарубежной политики на отношение к прошлому, политическую инструментализацию прошлого и начало табуирования этой темы. Участники должны показать, каким образом концепт «реальной политики» (Realpolitik) стал наследником политики «конструирования прошлого» (framing the past).

Вопросы, поставленные выше, могут быть обсуждены в связи с актуальными политическими случаями из 1945 – 1955 гг.:

  • первые институциональные усилия государственных и политических субъектов, направленные на документирование преступлений;
  • академические оценки и их адоптация в политике: историография, философия, политология, психоанализ;
  • конфронтация и репрезентация в искусстве и литературе;
  • музеи, выставки, СМИ, массовая культура и их отношение к преступлениям;
  • символические акты признания и памяти: торжества, символические законы, воспоминания, возведение мест памяти (монументов и мемориалов).

Рабочие языки конференции – немецкий и английский. Simon Wiesenthal Conference оплачивает расходы, связанные с размещением участников и надеется, что сможет оплатить расходы, связанные с поездкой. Формы заявки должны быть заполнены на английском или немецком языке и должны включать abstract (до 600 слов), краткое CV и список публикаций. Эти документы необходимо отправить по электронной почте с заголовком «Конференция Симона Визенталя 2012» до 31 мая 2012 г. по адерсу cfp@vwi.ac.at

Авторы концепции: Регина Фриц и Бела Раски (Вена). 

Ожидается, что ряд мероприятий конференции пересечётся с семинаром организации EHRI (European Holocaust Research Infrastructure = Европейская инфраструктура в исследовании Холокоста) «Ранние попытки исторической документации Холокоста», который будет проходить в Будапеште в ноябре 2012 г. 

Мы советуем
1 апреля 2012