Ивы у реки. Жизнь и творчество Владимира Тимирева.

19 марта 2015

«…Показались розовые горы, на розовом небе. И бирюзовое море. Вот уже второй день оно бирюзовое. Из-под киля шмыгают осетрята, стрелками. Вода продернута солнцем, как нитками, во всех направлениях. К вечеру горы выросли в лиловые стены, зажегся маяк и началась романтика. А тут еще луна вылезла. Спасу нет. Сидел на бушприте, ел дыню и мечтал о разных разностях…»

17 августа 1937 года. Дневник Владимира Тимирева. Вторая экспедиция на Каспий.

Владимир Тимирев, 1935 г. Опубликовано в книге “Владимир Тимирев, 1914-1938”. Москва, Возвращение, 2008

Владимир Тимирев родился 20 сентября 1914 года в Петрограде, в семье морского офицера Сергея Николаевича Тимирева. Отец – флаг-капитан штаба Балтийского флота. Мать, Анна Васильевна Тимирева (Сафонова), вошла в историю как спутница последних, самых драматических, лет жизни Верховного Правителя России адмирала А. В. Колчака. В 1918 году она оставляет своего мужа и соединяет свою судьбу с судьбой Колчака. «Я была арестована в поезде адмирала Колчака и вместе с ним. Мне было тогда 26 лет, я любила его и была с ним близка и не могла оставить его в последние дни его жизни», – так писала Анна Васильевна. Она провела в лагерях и тюрьмах в общей сложности около тридцати пяти лет.

В это время Володя, Одя, как его все называли в семье, воспитывался у своей бабушки, матери Анны, в Кисловодске. В перерывах между арестами к нему приезжала мать, и Одя изучил все «минусовые» города, где она жила – Верея, Таруса, Поленово, Вышний Волочек, Малоярославец, Николина Гора – и отовсюду привозил карандашные и угольные наброски и эскизы, преимущественно акварельные.

Владимир Тимирев. Горы. 1933. Из собрания Музея Международного Мемориала.

В Москве он поступает в Московский архитектурный институт и начинает заниматься в студии у признанного графика, профессора Московского художественного института А. И. Кравченко. Володя много работает и неплохо зарабатывает, делает рисунки для газет, работает в книжной графике, он штатный художник в Загорском институте игрушки. В 1934 году состоялась его первая персональная выставка акварелей, получившая высокую оценку художников.

Весной 1935 года Одя и его друг Макс Бирштейн отправились в экспедицию на Каспий. По окончанию поездки в Москве проходит их совместная выставка «По Каспию».

Вспоминает Макс Бирштейн:

«Одя написал очень много прекрасных акварелей. Они посвящены морю и очень колоритной в те годы Астрахани, ее набережной, каналам и реке Кутум… Есть у него акварели, где изображен базар, куда привозят крестьяне в больших и маленьких черных лодках под серыми парусами груды арбузов, помидоров, всякой снеди. По наброскам Одя написал великолепные акварели…» (Макс Бирштейн. Жизнь и картины).

Владимир Тимирев. Лодки на отмели. 1937. Из собрания Музея Международного Мемориала.

В 1937-м Одя снова едет на Каспий, во вторую экспедицию, и ведет там дневник, страницы которого наполнены поэтичными и выразительными описаниями моря, корабельной жизни, проводимых работ (Одя был назначен начальником рейса на судне). Ни слова о близких или о матери в этом дневнике нет. По приезде в Москву он отдал этот дневник Наташе Кравченко, дочери художника, с которой Одю связывало юношеское чувство.

Владимира Тимирева арестовали 22 марта 1938 года в Москве. При обыске изъято «оружие»: «шпага – 1 штука, кинжал – 1 штука, пистолет кремневый – 1 штука», оставшиеся после отца. Работы художника, к счастью, не заинтересовали чекистов… Незадолго до ареста он признавался Наташе, что его несколько раз вызывали в НКВД и соблазняли службой в разведке. Он отказывался и говорил, что хочет «только рисовать, быть художником». Одю доставили в Таганскую тюрьму, через которую прошли почти все, кто был расстрелян на Бутовском полигоне. Официально Владимир Тимирев обвинялся по трем пунктам: что переписывался с отцом-эмигрантом, что был «пасынком Колчака» и, наконец, что он был немецким шпионом и во время своих экспедиций собирал информацию «о развитии рыбной промышленности, состоянии рыбно-консервных заводов, а так же производил зарисовки объектов рыбной промышленности».

Из справки на арест Владимира Тимирева от 20 марта 1938 года (орфография и пунктуация как в документе):

«ТИМИРЯЕВ В.С. – отец которого в 1918 году при оккупации японцами г. Владивостока эмигрировал в Японию и в настоящее время состоит на службе в японской армии – офицером в чине штабс-капитана. Второй отец /отчим/ – адмирал КОЛЧАК при аресте которого была – арестована и содержалась в Иркутской тюрьме мать ТИМИРЯЕВА /жена Колчака/. После расстрела Колчака мать ТИМИРЯЕВА ссылается поражением в гражданских прав. В данный момент мать ТИМИРЯЕВА ныне КНИПЕР вновь выслана из пределов г. Москвы.»
Владимир Тимирев. Лодки у обрыва. 1935. Из собрания Музея Международного Мемориала

Решением Комисии НКВД и Прокуратуры СССР от 17 мая 1938 года Владимир Тимирев был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение на Бутовском полигоне Москвы, где в те весенние дни были безвинно казнены более тысячи человек…

Как пишет Илья Кириллович Сафонов в очерке «Одя», – «Впрочем, и без доноса вряд ли бы Одя уцелел в дальнейшем: яркий, талантливый, независимый, да еще сын такой матери – репрессии против него были лишь делом времени».

За свои 23 года Одя успел сделать многое. Работы Владимира Тимирева представляют собой багаж зрелого художника. Они не поражают обилием красок, внешним лоском, пышностью или яркостью. Нередко недосказанные, воздушные, прозрачные, с точно выверенными, оставляющими ложное ощущение небрежности, легкими мазками, они раскрываются тем больше, чем дольше вглядываешься в них. Приглушенные тона, «немногословие» цвета – он стремился найти свой собственный язык, противоположный манере Куинджи (которого окрестил даже «дешевенькой экзотикой»). Черный, сепия, серый, матово-зеленый, спокойный синий – вот преобладающие цвета его работ. «Солнечных этюдов у меня мало, да и те дрянь» (из дневника Владимира Тимирева, Каспий).

Владимир Тимирев. Облака над горами. 1933. Из собрания Музея Международного Мемориала.

Сохранилось несколько ранних этюдов маслом, написанных под Кисловодском. Затем он переходит на акварель и остается ей верен, совершенствуя свой стиль в ней. Никакая иная краска не способна выразить то, что ему нужно. «Твердость руки, удивительная для столь юного возраста художника, не создает впечатления сухости, напротив, композиции полны экспрессии» (Ольга Удовенко, «О работах Владимира Тимирева в собрании Государственного музея искусств республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого»).

Последняя работа Владимира Тимирева. Ивы у реки. 1938. Из собрания Музея Международного Мемориала.

Сегодня акварели Тимирева живут его продленной жизнью. Они в музеях Москвы, Перми, Брянска, других городов. Пять работ были подарены Международному Мемориалу Ильей Сафоновым, двоюродным братом художника. Среди них – последняя работа Владимира Тимирева, сделанная за несколько дней до его ареста, – «Ивы у реки» (март 1938 г.).

При подготовке текста использованы материалы книги «Владимир Тимирев. 1914-1938», Москва, Возвращение, 2008, а также очерка Ильи Сафонова «Одя», опубликованного в журнале «Новый мир» 1997, № 6. Репродукции работ Владимира Тимирева предоставлены Музеем Мемориала «Творчество и быт ГУЛАГа».

Мы советуем
19 марта 2015