Музей прав человека, который планируют построить к 2012 году, должен будет стать «мировым центром изучения прав человека». Это большой канадский национальный проект: его целевая аудитория – канадская молодежь, планируется, что посещать его будут все школьники (только на предварительное изучение по программе будет отводиться 18 часов). Кроме того, это будет и обучающий центр для полицейских и военных, у которых должен произойти пересмотр ценностей: вместо принципа борьбы и провостояния преступникам и врагам они должны руководствоваться защитой прав человека.
Архитектурная концепция музея:
«Работа Предока <Антуан Предок – американский архитектор, выигравший конкурс на проект здания музея> построена на противопоставлении противоположностей: света и тени, невесомости и материальности камня, блестящей и матовой поверхностей, земли и неба. Общая композиция передает и стремление вверх, и укорененность в базовых ценностях борьбы за соблюдение прав человека».
официальный сайт музея
Общая идея:
Музей должен стать документационным центром, посвященным истории развития защиты прав человека (Lynn Hunt: Inventing Human Rights /Изобретение прав человека). Он будет рассказывать о довольно простых вещах, которые оказывались связаны со сложными проблемами: мы все разные, но должны жить вместе; есть история угнетения и есть история сопротивления. Современные принципы защиты прав человека возникли как отклик на события холокоста (на «преступление против человечности»). Важно признавать позитивные и негативные исторические сюжеты и опыты, в том числе несправедливость, проявленную по отношению к отдельным группам людей. Получается, что права человека касаются каждого.
В будущем музее разрабатываются следующие формы работы:
- форумы;
- «театр опыта» (не знаний!) с участием посетителей;
- истории (а не информация!) из жизни (это вообще важная черта современного музея: люди не хотят попасть в трехмерный и навороченный учебник по истории, им интересны человеческие истории; музей теперь ищет не столько вещи, сколько рассказы, истории, сюжеты, стоящие за вещами; история становится единицей музейной коммуникации)
- рассказ о правах человека с позиций разных культур.
Довольно отчетливо проявляются принципы будущей экспозиции: рассказ ведется от первого лица, представление исторического сюжета связано с переживанием, опытом, включением, театрализацией.
Новые и старые исторические музеи. Традиционные исторические музеи и экспозиции основываются на очень сильном ресурсе – государственном историческом нарративе. Он долго создавался (около 200 лет), на него затрачено много сил (многие годы на него работали поэты, художники, государственная система образования и т.д.). Национальные исторические музеи – рупор этого большого нарратива, одна из задач которого сплотить сообщество, а в конечном итоге создать, сконструировать нацию (см., например, Бенедикт Андерсен. Перепись, карта, музей // Воображаемые сообщества), а точнее, ее определенный образ. Очень сложно выступать альтернативой по отношению к такому подходу, вечно позитивному взгляду на национальную историю – ведь здесь за спиной традиция, прошлое, поколения и т.д. Такой подход во многом сохраняется и сегодня – он существует в образовании, медиа, сознании людей. Однако на него определенное влияние оказывает новый тип исторических музеев – мемориальные музеи («музеи совести»), которые трансформируют традиционные исторические музеи и подходы к экспонированию. Музей совести, таким образом, оказывается не особым типом исторического музея, а скорее его особым свойством.