29 ноября 2012 – 20 января 2013 выставка, посвящённая советскому дизайну, открыта в Манеже (Москва).
«Советское сегодня в моде!», – заявила Марина Лошак, директор выставочного комплекса «Манеж» в недавней телепередаче, посвященной творчеству Веры Мухиной. Так что подстаканники с видом Кремля, эбонитовые телефоны, фотоаппарат «Зоркий», часы «Ракета» отныне имеют шанс сменить маргинальный (сувенирный и коллекционный) статус и стать продуктами массового потребления, восхищения или хотя бы вдохновения в первую очередь для постсоветских граждан и особенно молодых дизайнеров. Чтобы те по-новому смогли оценить эстетический и гуманистический потенциал системы советского дизайнерского проектирования.
А проектом, призванным привлечь внимание к советскому обиходу, стала открывшаяся недавно в Манеже выставка «Советский дизайн». Выставка посвящена истории советского быта, вещей, ведущим дизайнерам, которые трудились над визуальным оформлением повседневной жизни в СССР, а также истории советского дизайна как институции. Кураторы ставили себе целью доказать постсоветским гражданам, что дизайн в Советском Союзе существовал и развивался на серьезном научно-практическом уровне. И изучение этого наследия может послужить развитию дизайна 21-го века, которое, по мнению организаторов, затормозилось после распада СССР в связи с кризисом производства.
Вызвать интерес к советскому через быт – ход безупречный. Ведь с предметами повседневности человек связан теснее всего. Остается только выяснить, сохранились ли у кого-то советские вещи дома и пользуются ли ими до сих пор? Кураторы в релизе уверяли, что мы ими пользуемся. Отзывы в соц. сетях на посещение выставки на этот вопрос однозначного ответа не дают: «Не обнаружил дома ни одного предмета с выставки» (художник М. Молочников на фейсбуке).
Одно можно сказать точно – дух советского времени можно прочувствовать уже на входе в Манеж. Охранники отказали в телефонной коммуникации с сотрудниками музея дизайна, будто это закрытое советское КБ: «Никаких телефонов нет! Звоните сами!». Спасло западное телефонное устройство – мобильник. А в рекреации исчезли удобные кресла. Их заменили на лаконичные крестьянские лавки. По-видимому, чтобы посетители не засиживались, а тратили время с пользой: «Каждую рабочую минутку на выполнение заданий пятилетки!» – как гласил один из производственных плакатов на выставке.
Хронологически выставка охватывает период с 1950-х годов по 1980-е.
В первое десятилетие после ВОВ необходимость модернизации производства ставила перед советскими дизайнерами задачи быстрого экономического и массового изготовления товаров, исходя из потенциала предприятий, а не потребителя. Качеству изделий не уделялось должного внимания, дизайн бытовых предметов прямо копировался с западных образцов или – копировался и дорабатывался. В стилевом отношении преобладала аэрокосмическая тематика, что отражалось даже в названиях изделий. Яркое свидетельство тому – выпускаемые в конце 50-х пылесосы «Чайка», «Ракета», «Сатурн». Последний, к примеру, был доработанным образцом своего американского прототипа 1955 г. Hoover Constellation. Правда, в советском исполнении он приобрёл идеальную сферическую форму, колеса и режим выдувания. С помощью него можно было белить потолки и опрыскивать цветы. А дизайн фототехники до конца 50-х копировался с немецких образцов.
Советский бытовой дизайн приобрел самостоятельный статус в 60-е годы, когда возникла необходимость выработки стандартов, образцов, в результате чего была налажена система художественно-конструкторских организаций во главе с институтом технической эстетики ВННИТЭ, которые занимались научно-исследовательской деятельностью. Одним из результатов практической работы дизайнерских институций было введение государственной аттестации на «знак качества». Заводы, ориентированные на военную и космическую промышленность на основе новых технологий стали выпускать и товары народного потребления, что повысило уровень качества и надёжности последних. Популярный в начале 60-х космический стиль уступает место геометризму, который большего всего проявился в дизайне одежды, мебели и мелких бытовых предметов, таких как туалетные зеркальца, расчески, приборы для косметики.
В 1970-е годы советская дизайнерская продукция стала активно экспортироваться на мировой рынок. Главным образом, популярностью пользовались фотоаппараты модели «Зенит» или первая зеркалка «Нарцисс» и ручные часы «Слава», «Ракета», «Полет». Часы выпускались как и для массового населения, так и для отдельных профессиональных групп (например, часы для подводников). Часы модели «Ракета» отличались сложностью устройства. У модели 3031 был корпус из нержавеющей стали, механизм на 33 камнях, с функциями двойного календаря, автоподзавода и будильника. У модели «Вечный календарь» был дополнительный часовой диск с матрицей, с помощью которого можно было узнать, на какой день недели приходится любая дата в пределах 20 лет. Тираж «Вечного календаря» был миллион экземпляров.
В создании моделей фотоаппаратов больше ориентировались на массовое потребление, недорогие модели, такие как «Ломо-компакт», «Смена-8». Однако были и оригинальные образцы – например, малоформатный панорамный фотоаппарат «Горизонт» (1967 г. Дизайнеры В. Рунге, В. Шаблевич), имевший объём охвата 120 градусов за счет вращения объектива оф-28 на основе модели шпионского фотоаппарата (!). Экспортировались на запад также холодильники «ЗИЛ» и машины «Москвич».
В 1980-е годы дизайнеры переходят к более сложным задачам, чем проектирование единичных предметов. На основе дизайн-программ они стали заниматься проектированием среды, ярким примером чему служит проект оформления олимпийских игр. В 1987 г. Создается союз дизайнеров СССР.
Предметы, представленные на выставке, отобраны из государственных и частных собраний дизайнеров и их семей. Тематически выставка охватывает следующие разделы: мир детства и игр, спорт, досуг и хобби, обустройство домашнего быта, образование, наука, индустриальное производство. В целом, представлены все ключевые сферы жизни, с которыми советский человек мог бы себя идентифицировать, то, на чем строилась идеология социалистического общества. Спортивные и производственные рекорды, космические достижения и спасительное бегство (от советской рутины) с фотоаппаратом «за туманом».
Стены выставочного пространства оформлены производственными и киноплакатами и на тему спорта, а также обложками советских технических журналов и даже образцами обоев. На экранах мониторов – интервью с ведущими советскими дизайнерами: Ю. Б. Соловьевым, В. С. Акоповым, В. Ф. Рунге, И. А. Зайцевым, С. В. Мирзоян, В. П. Анисимовым, А. П. Ермалаевым).
Пожилая женщина на видеозаписи говорит о проблемах советского дизайна и о том, как некоторые дизайнеры нашли для себя выход – нехватка высокой технологической базы способствовала развитию бумажного проектирования… Суть советского дизайна в его концептуальности, утверждает она. . Однако образцов бумажной архитектуры и дизайна на выставке нет. Хотя в постсоветское время на западе прошел ряд успешных выставок, посвящённых советской бумажной архитектуре.
Судя по всему, кураторы ставили целью апеллировать к коллективному советскому подсознательному, экспонируя предметы быта и образцы бумажного дизайна, узнать которые могут все. Часы, фотоаппараты, расчёски, пылесосы, стиральные машины, молочные пакеты, детские игрушки и винные этикетки. Мечта советского рокера – электрогитара Урал, и мечта всех жителей коммуналок – телевизор Т-2 «Ленинград» с крупным изображением и возможностью воспроизводить граммофонную запись через адаптер. Скудно представлены образцы текстиля. Всего одно яркой геометрической расцветки платье. Отсутствуют мягкие детские игрушки. Курильщиков со стажем удивит отсутствие образцов сигаретных пачек (кроме «Казбека»). А ведь дизайн их разрабатывался с ориентацией чуть ли не на все профессиональные статусы советского человека.
Зато образцы мебели из карельской березы, телефоны спецсвязи и оригинальный чайный сервиз для переговоров на высоком уровне дизайнера А. П. Ермолаева с выемками для пальцев дают возможность узнать новое о жизни советской элиты, которая не следовала бытовой моде на лаконичный дизайн, диктуемый условиями малогабаритных коммунальных квартир. Впрочем, советская элита заботилась не только о себе, но и о комфорте высокопоставленных лиц зарубежных стран. Дизайнером Ю. Б. Соловьевым была разработана яхта специально для Эйзенхауэра. На выставке представлены его проекты спецкатеров и элитных поездов.
История советского спорта представлена дизайном спортивной атрибутики и сувенирной продукции для спортивных команд. Для развития индустрии спорта в Москве создаются экспериментально-конструкторские институты (ВИСТИ и Союзспортпроект). Вершиной деятельности дизайнеров в спортивной отросли, была разработка фирменного стиля Олимпиады, которая включала в себя официальную эмблему, талисман, шрифтовую гарнитуру, цветовую гамму, спортивные пиктограммы и пиктограммы сервиса и проект оформления городского пространства и праздничных мероприятий. На выставке можно рассмотреть олимпийский факел и белые с двумя красными полосками трусы и майку олимпийца.
Печальная сторона истории советского дизайна – разработки, не пущенные в производство. Например, у дизайнера Юрия Далматовского ни одна из разработок не попала в серийное производство. Как и снегоходы и «Такси перспективное» (прообраз маршрутки), СВЧ-печь «Электроника-СП-27» дизайнера Н. Григорьева и оригинальные по форме стационарные телефоны, разработанные группой дизайнеров Д. Азрикана – с трубкой, имитирующей гусеницу, корпусом, имитирующим волны. Или в форме пистолета.
Татьяна Кондакова