В России Международный женский день – день солидарности трудящихся женщин в борьбе за свои права – впервые был отмечен в 1913 году. С 1921 года он стал праздноваться официально в масштабах страны, а в 1966 указом Президиума Верховного Совета СССР «в знак выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве и в защите Родины» этот день был объявлен нерабочим. «Уроки истории» подготовили обзор тематических советских публикаций, открыток, подарков и трансформаций – что и как праздновали 8 марта.
Пресса
Выдержки из советских газет от 8 марта 1923, 1933 и 1943 годов приводятся в заметке «Женщина! Это был твой день? 8 марта в советской прессе» в сообществе soviet-life.livejournal.com («Предметы советской жизни»).
Если сейчас сложно четко обозначить 8 марта (День женщины? Весны? Матери? Клары Цеткин?), то в советское время проблем с идентификацией праздника не было. По крайней мере, в указанный период. Есть женщина, есть праздник, есть идеология.
Для сравнения предлагается полистать газеты от 8 марта – «Правду» 1923-го, «Комсомольскую правду» 1933-го и «Вечернюю Москву» 1943-го года.
«Правда». 8 марта 1923 года.
Героиня – работница.
Лозунги: Долой кухонное рабство! Да здравствует общественное питание! Поборем тьму!
В официальных статьях – те же лозунги, только подробно. А вот лирически-идеологические отступления, картинки из жизни, приметы времени крайне любопытны.
Например, такие (здесь и далее орфография и пунктуация оригинала):
Публикация «Работницы» (Гужоновские типы).
«Жила Акулька с мужем душа в душу. Получку до копейки всю ей отдавал. Баловал. Гармонь купил, балалайку для удовольствия.
И она любит своего Костю, как яблоко.
Но знать тому уж случиться. Запил Костя шибко.
Как получка, так и нет дома – и ночь и две. Акуля терпит пока, не говорит ни слова. А ему это и на-руку.
А вчера уж в милицию подобрали голубчика.
-Ну, приди только, пьяница – осерчала Акуля.
А его все нет и нет.
Работа из рук валится.
И баба удумала: рано, первая у председателя завкома:
-Василий Егорыч, нет на мужика управы. Пьет – и пропадает. Уж не усовестишь ли?
– Ладно, ладно, иди, что-нибудь придумаю.
Идет Акуля в цех, ног под собой не слышит. Видит она Костю тверезовым и улыбается.
А вот еще одна: Ариша.
Не щеки, говорят, имела, а раскаленное железо: плюнь – зашипит.
А сейчас вся ушла в себя: матерью скоро будет. Стоит, работает, и все как бы прислушивается. Ни о чем не хочет говорить. Разве только улыбнется, когда намекнуть на ее положение.
После родов вот уже три дня, как вышла на работу. Товарки обступили: любопытно им.
– Ну, как?
А она краснеет, совестится:
– Да ничего… Мальчишка, шустренький..
Работа не клеится. Отвыкла. Да и глазам малыш мешает. Не терпится сердцу матери, зовет, тревожится.
Разрешили ходить кормить через три с половиною часа.
Вернется покормивши – к железу нежная».
Здесь же – статья о работницах Баумановской чулочно-трикотажной фабрики. Слово дали женщинам, проработавшим «бессменно у текстильного станка от 34 до 40 лет»:
«Три царя короновались при мне. Попы звонили в колокола, служили молебствия, буржуи пьянствовали и бесились с жиру, а мы, рабочие, все также мыкали свое горе, как при том, так и при другом, и при третьем. Ну, а вот дожили до Советской власти, – тяжело и теперь, правда, ну, а все-таки легче. На душе легче», – говорит одна из героинь. –
«Этого достаточно для того, чтобы понять «душу» нашей работницы», – резюмирует автор статьи.
А на другой полосе коротенькая заметка с цифрами:
«Воронежский губпрофсовет вывел среднюю заработную плату рабочих по губернии. По сравнению с довоенным средним заработком получается следующая картина:
Средняя заработная плата рабочих по 1 разряду по всем группам на 1 января 1923 года составляет 3р.64 коп. в товарных, или довоенных рублях. Средний годовой заработок по всем группам равняется 131 р.04 коп. По данным фабричной инспектуры за 1914 год, средняя заработанная плата по всем группам составляла 196 рублей. 26 коп. Таким образом средняя заработная плата рабочих в Воронеже сейчас составляет уже 66 проц. довоенной заработной платы».
На последней полосе – рекламные модули культурных мероприятий в рубрике «Театры и зрелища». 8 марта 1923 года в Свободной опере С.И.Зимина давали «Трубадура», в «Театре Комедия бывш. Корш» – «Когда заговорит сердце». Можно было пригласить девушку и в кино: в «электро-театрах» «Кино-АРС», «Кино-Континенталь», «Уран» всего три дня демонстрировали «Индийскую гробницу» – «грандиозную мировую картину в 2-х сериях», в кино «Ша-Нуар» – мировой боевик «Ганнеле».
«Комсомольская правда». 8 марта 1933 года.
Героиня – колхозница.
Лозунги: Берегите колхозный строй, как зеницу ока! Колхозницы, помните, что культурная обработка полей, борьба с остатками кулачества решают успех сева! Рабочая и колхозница – в передовые ряды!
Здесь все разложено по полочкам: четкая политика партии, демонстрация ужасов капиталистической жизни, восторженное слово советских трудящихся и даже легкий кивок в сторону самокритики.
Политическое резюме – в цитате из «Правды» за тот же день:
«В постановлении о проведении международного коммунистического женского дня ЦК партии предлагает провести этот праздник «как массовую политическую кампанию, мобилизующую женские трудящиеся массы города и деревни на выполнение народнохозяйственного плана 1933 года и выполнение решений январского пленума ЦК и ЦКК».
Вот тебе, колхозница, и женский день.
Подборка ужасов начинается с позапрошлого века. В рубрике «Долюшка женская» перепечатаны объявления из газетных публикаций за 1797 год в Петербурге:
«Продается 16 лет девка весьма доброго поведения и немного поезжанная карета».
«Продается малосольная осетрина, семь сивых меринов и муж с женою».
«Продаются банкетные скатерти.. тут же две девки ученые и мужик, парикмахер и английской лучшей породы корова».
Современному положению угнетенных трудящихся Запада посвящена целая полоса. Есть и письма потерпевших, и собственная статья:
«Во всех капиталистических странах женщина бесправна. Миллионы безработных женщин обречены на нищенское существование, проституцию, а их дети – на беспризорность.
В Германии газеты ежедневно сообщают о самоубийствах целых рабочих семей.
В «богатейшем» городе капиталистического мира – Нью-Йорке миллионы безработных обречены на голодную смерть.
Рабство несет на себе трудящаяся женщина Китая и Японии. В гоминдановском Китае женщина рассматривается как товар. В голодающих областях: Шенси, Жуань, Хубей и других, организованы особые рынки торговли девушками, где молодые женщины и девушки продаются по цене не свыше 10 долларов (один доллар – около 2 рублей).
Обследование, проведенное в конце 1931 года в префектуре Акита в Японии, показало, что из покинувших деревню девушек и женщин в возрасте от 13 до 26 лет 4 271 нанялись в няньки и прислуги, 2682 проданы в работницы и 1383 сделались проститутками».
Далее – многочисленные свидетельства жизни в колхозе. Например, такие:
«Я, Аграфена Горохова, за Василия замуж вышла – ничего у нас не было. По миру ходили, милостыню собирали. Кормились тем, что подадут. Потом Василий в батраках работал. Кредитное товарищество помогло корову купить, а уже в колхозе избу отстроили. Я и муж на ферме работаем. Старший сын Иван четвертую зиму в школе учится, а младшие – Коля и Лена пока подрастают. Стали жить в колхозе, купили швейную машину, зеркало, часы. В избе две лампы – одна «молния», два стола, занавески.
Я замуж выходила – ходила без галош. У мужа теперь сапоги. Даже на скотный двор идем в галошах».
Ей вторит коллега по колхозу «Труженик» – Елена Кулебякина:
«Ежели скажут теперь мне: «Возьми, Олена, вороти прошлую жизнь» – буду всему колхозу ноги мыть, не уйду».
Ну, и немного о проблемах. Статья «Где же они, организаторы?»:
«В правлении артели «Плуг» за три года ее существования не было ни одной женщины, как не было там женщины-бригадира или полевода. Правление артели «Плуг» умеет неплохо руководить колхозом и пользуется у колхозников авторитетом. Но когда разговор заходит о выдвижении женщин, приходится выслушивать нелепости.
– Как жинок выдвигать? Станут в район ездить с чужими мужъями и волосы друг дружке повыдернут.
Эта рабская привычка видеть в женщине только жену говорит, как далеко еще правление артели от понимания истинной роли женщины в колхозе».
«У Марии Марченко 0,29 трудодня за весь 1932 год. Она пугает соседок страшным судом за выход в поле в воскресный день и удивляется «глупым людям», собирающимся что-то получить в колхозе».
Ужасы капиталистической жизни и описание будней советских тружениц собраны и в передовой статье «Женского журнала» к 8 марта 1929 года.
«Женская сила является наиболее дешевой и покорной рабочей силой, поэтому капиталисты употребляют все усилия, чтобы эта сила не проснулась. Для этого они пытаются отравить классовое сознание работниц поповским, буржуазным и социал-демократическим ядом», – говорится в заметке.
В Советском государстве дела гораздо лучше («Трудящиеся женщины участвуют в управлении государством так же, как их мужья и братья. Работница получает такую же зарплату, как и мужчина. Материнство и младенчество охраняется у нас так, как ни в одной стране мира»), однако многое можно и улучшить:
«Борьбой с тяжелыми бытовыми условиями еще мало занята наша общественная мысль. Косность и варварские традиции нередко вызывают у мужчин желание помешать женщине принимать участие в общественной жизни. У нас зачастую бывает, что муж – ответственный работник – в день 8-марта выступает с горячим докладом об освобождении женщин, а сам палец о палец не ударит для того, чтобы освободить свою жену от тяжелой, нудной домашней работы.»
«Вечерняя Москва». 8 марта 1943 года.
Героиня – защитница.
Лозунг – Советской женщине есть что защищать!
В марте 1943 года на передовице – сводки Информбюро, сообщение о взятии советскими войсками Гжатска и присвоении Сталину военного звания Маршала Советского Союза. И обращение к женщинам:
«ЦК ВКПб приветствует работниц, колхозниц, женщин интеллигентного труда, санитарок, медсестер, врачей, связисток, славных партизанок, всех трудящихся женщин Советского Союза в Международный коммунистический женский день и выражает твердую уверенность в том, что советские женщины в решающий момент отечественной войны отдадут все силы на дело полного разгрома немецких захватчиков»…
Они и отдают. В газете – истории и фотокарточки советских женщин.
Разведчица Вера Прохорова. «В дни, когда гитлеровцы пытались прорваться к Москве, тов.Прохорова не раз пробиралась во вражеский тыл и всегда приносила данные о противнике. Сейчас она работает секретарем Осташевского райкома комсомола Московской области. Отважная партизанка награждена орденом Красного знамени».
Штамповщица В.Татаринцева. «Выполняет производственные задания на 250%».
Гвардии майор Вера Крылова. «На ее груди – два боевых ордена и гвардейский знак, рядом с которым – три красных и одна золотая нашивка – свидетельство полученных в бою ранений. У девушки ясные глаза и простая, доверчивая улыбка…Яркое солнце заливает своими лучами комнату, в которой мы находимся. За широким переплетом рамы видна уходящая в заснеженную даль дорога. Этой дорогой с полигона возвращается колонна бойцов. Бойцы поют песню. В морозном воздухе как-то особенно звонко разносятся молодые голоса.
Вера встает и, улыбаясь, смотрит в окно».
Народная артистка РСФРС Е.Гоголева. «Наша бригада направлялась в часть, указанную командованием. Прибыв на место, мы узнали, что часть продвинулась вперед на 30-50 км. Недолго думая, решили догнать ее. Дорога была опасной – ее систематически обстреливали фашисты… Режиссер С.Каминка, наш бригадир, не сказал решающего слова: ведь в бригаде женщины, имеет ли право он рисковать? Но актрисы в день 8 марта хотели только одного подарка – разрешения ехать вперед, за наступающей армией».
22-х летний хирург Зина Барскова. Майор медицинской службы Надежда Полушкина. Конструктор «нового типа газогенераторного автомобиля» Елизавета Степанова. Мать троих фронтовиков Анастасия Шмелева…
А впереди еще два года войны, и газета настаивает:
«Во имя свободы ваших народов, во имя счастья ваших детей, во имя мира на земле, вставайте на священную войну с гитлеризмом и торопите, вдохновляйте на решительный бой ваших мужей».
И тем не менее жизнь продолжается. На последней полосе – традиционная афиша.
В Госцирке выступает «Кио с 75 ассистентами», в филиале ГАБТа дают «Травиату», в «Гос. Моск. Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко» – «Риголетто».
В кинотеатре «Наука и знание» демонстрируется научно-популярный фильм «В глубинах моря». В кинотеатрах Первый, Колизей, Ударник, Метрополь, Москва, Родина, Форум, Художественный, Центральный и Динамо идут «Партизаны в степях Украины». В Востоккино – «Три мушкетера», в «Уране» – «Василиса Прекрасная» и «Маскарад», в «Заре» – «Свинарка и пастух»
Московский институт инженеров ж.-д. транспорта объявляет о защитах диссертаций и проводит набор студентов. Граждан призывают страховать имущество…
***
В 1966 году впервые 8 марта становится нерабочим днем. В обращении ЦК КПСС к советским женщинам («Труд» 8 марта 1966 года) 8 марта называется
«боевым праздником солидарности женщин всего мира в борьбе за демократию и социализм, свободу и равноправие, национальную независимость, за мир во всем мире».
Героиней становится все более абстрактная труженица, строительница коммунизма, борец за мир, которая горячо поддерживает внутреннюю и внешнюю политику партии. Указывается, что «Впервые в истории человечества Страна Советов обеспечила женщине равные права с мужчиной, предоставила ей широкие возможности для раскрытия своих талантов и способностей», а, кроме того,
«Советские женщины своими патриотическими делами и самоотверженностью снискали глубокое уважение всего нашего народа».
В обращении ЦК КПСС подробно расписывается, какое место занимает советская женщина в обществе:
«Советские женщины занимают видное место в народном хозяйстве страны, в управлении государством, они успешно руководят школами, фабриками, заводами, колхозами, совхозами, институтами, медицинскими и бытовыми учреждениями. Тысячи женщин избраны в высшие органы государственной власти – Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, а также в местные Советы депутатов и трудящихся».
Одновременно одной из героинь и заодно символом этого дня в международном масштабе становится вьетнамская девушка, трудящаяся у станка на своем рабочем месте в состоянии боевой готовности с карабином за плечами.
Открытки
Боевой дух праздника отчетливо улавливается и на открытках, которые в большом количестве выпускались к 8 марта. Композиции с цветами, вариации поздравлений маме и пацифическая графика (глобус, голубь и дружба народов – повторяющиеся символы) – 3 основные темы для творчества художников.
Помимо универсальных советских открыток, в союзных республиках в 1960-80-е годы готовились национальные открытки на национальных языках, авторами которых были известные художники. Вот, например, белорусские открытки, выполненные на те же базовые темы.
Подарки
К 1980-м твердо сложилась традиция дарить подарки советским женщинам в этот день и окончательно оформился праздничный набор. По версии «Исторической правды», это парфюм «Красная Москва» или другие духи, тушь в брусочке –
«В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. Эффект получался сногсшибательный, особенно, если предварительно прибегали к еще одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой», – поясняет издание, –
румяна и порошковая пудра, а также букет мимозы.
|
***
Как готовились женщины к 8 марта в Ленинграде и какие поздравления обычно произносили советские мужчины – в коротком видеосюжете телеканала «100ТВ», смонтированном из архивных съемок:
Страны, в которых официально отмечается праздник 8 марта сегодня, перечисляет белорусское издание TUT.BY: Армения, Азербайджан, Афганистан, Беларусь, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Камбоджа, Киргизия, Кирибати, Китай (официально обыкновенный для всех рабочий день), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Молдова, Монголия, Непал, Казахстан, Россия, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан, Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Нетрудно заметить, что все они связаны с советским влиянием.
Источники:
- «Женщина! Это был твой день? 8 марта в советской прессе» / soviet-life.livejournal.com («Предметы советской жизни»)
- передовая статья «Женского журнала» к 8 марта 1929 года / oldporuchik.livejournal.com
- «Труд» 8 марта 1966 года / oldgazette.ru
- Как с 8 Марта поздравляли женщин в БССР и СССР? Советские открытки и плакаты из коллекции Национальной библиотеки / TUT.BY
- 8 марта – старые открытки СССР / savok.name
- 8 марта в Ленинграде / tv100.ru
- Что дарили на 8 Марта в СССР? / «Историческая правда»