Ядегар Азизи родился в Вене, куда его мать бежала с пятью детьми из Ирана. Отец Ядегара был вместе с другими 19 офицерами персидской армии в Тегеране. Азизи знает Дрезден очень хорошо, здесь он провёл несколько лет и окончил архитектурный институт.
Азизи работает в жанре инсталляции-панорамы, жанре популярном в XIX в., но затем вытесненном кинематографом. Его панорамы – крупнейшие в мире – располагаются в нескольких европейских городах. Это работы не только на исторические, но и, например, географические темы. Среди исторических сюжетов есть панорама Лейпцига времен Битвы народов (1813 г.) или Берлинской стены.
Новая работа Азизи воссоздаёт облик Дрездена утром 15 февраля 1945 г. – через два дня после известных авианалётов, уничтоживших до основания центр саксонской столицы. Она демонстрируется в «Дрезденском панометре», специально сконструированном Азизи (в регулярном режиме там представлена его же экспозиция, посвященная барочному Дрездену).
В основу панорамы лег широко известный снимок, сделанный фотографом Рихардом Петером из случайно уцелевшей башни дрезденской ратуши в разрушенном центре через два дня после атаки 13-14 февраля. Азизи использует ту же точку фокуса, но существенно дополняет фотографию Петера. Помимо того, что изображение сильно увеличено – оно представлено в масштабе 1:1 и имеет 27 метров в высоту, 107 метров в длину, оно развёрнуто на 360 градусов и дополнено множеством деталей, которых нет на прототипе. Например, Азизи включил вид противоположного берега Эльбы, здание вокзала и др.
Панорама «Дрезден 1945» основана на подробных поисках и исследованиях команды Азизи. Для каждого здания, представленного на экспозиции, были найдены фотографии его разрушения (большинство из которых, впрочем, были сделаны месяцы, а то и годы спустя, так что представленный в итоге образ в итоге, конечно, фиктивен). Разыскания велись в дрезденском музее военной истории Бундесвера. Если снимков тех или иных зданий так и не удалось найти, на этих местах Азизи изобразил облака дыма, что выглядит достоверно – многие улицы или, например, дворец догорали еще много дней и после 15 февраля.
Чтобы окинуть взором картину разрушения, посетителям предстоит взобраться на шесть этажей специальной конструкции (ратуша, с которой фотографировал Петер, безусловно, ещё выше). Окружающий ландшафт призван, насколько это возможно, подробно воспроизвести исторические реалии – выверен и масштаб, и положение зданий на плане. Среди разрушенных достопримечательностей Дрездена – ещё стоящая Фрауэнкирхе с устремляющимся к небу куполом. Купол обрушился как раз 15 февраля – жар пламени сделал известняк пористым и деформировал железное армирование.
С интервалом в 15 минут запускается свето-цветовая инсталляция, которая создаёт эффект ночной или дневной атак, бурлящего огненного смерча. Азизи останавливается на дате 15 февраля ещё и для того, чтобы успеть показать в своей реконструкции жизнь в разрушенном городе. Изображение дополнено фигурами людей с чемоданчиками в руках – такие собирались заранее на случай воздушной тревоги, там хранился минимум необходимого и важнейшие документы. Эти люди выбираются из своих убежищ, осматривают руины, возможно, в поисках соседей или родственников и уходят из опустевшего города.
Чтобы поместить изображаемое в исторический контекст, Азизи предваряет вход к панораме небольшой выставкой. Её начало посвящено красоте «старого Дрездена», затем следует сжато изложенная история о «коричневых временах» в городе. Следующая часть рассказывает о войне с воздуха до 1945 г. с остановками на польском Велюне и Варшаве, Роттердаме, Лондоне и Ковентри – то есть местах, которые были разрушены в ходе немецких авианалётов. Не случаен и подзаголовок выставки – «Трагедия и надежда одного европейского города». Впрочем, всё это не отменяет завораживающего ужаса полномасштабной картины разрушений и эмоций, которое бомбардировка 1945 г. вызывает 70 лет спустя.
Историческая справка (по материалам статьи Стефана Келлерхофа «Крушение Дрездена»):
Вопреки широко распространенному во времена ГДР преданию, выбор Дрездена в качестве мишени для авиаудара не имел ничего общего с замыслом нанести урон культуре. Так, в архиве Британских ВВС (Royal Air Force, RAF) хранится написанный на двух листах список целей с циничным названием «Путеводитель бомбардировщика». В нём указаны более пятисот немецких городов, каждый из которых насчитывал свыше 15 тысяч жителей. Эти города расположены в порядке их экономической значимости, с информацией об их структуре – так, обширные кварталы фахверковых домов, то есть домов, сделанных в типичном германском стиле, с использованием глины и деревянных балок, с воздуха было намного проще разглядеть и предать огню, нежели территории, где доминировала кирпичная или бетонная застройка.
В первые пять лет Второй мировой войны Дрезден лежал вне радиуса действия бомбардировщиков союзных сил – они нападали на Берлин, Лейпциг или другие города. Первые заметные повреждения Дрезден получил 7 октября 1944 г., когда оказался одной из мишеней масштабных атак на заводы по сжижению угля, стратегически важных для Германии, лишавшейся нефтяных источников. 29 бомб убило тогда 260 человек и уничтожило 65 зданий.
Независимо от этого октябрьского налёта Дрезден попадает в поле зрения планировщиков в команде британских бомбардиров. Впервые как «желательная цель» этот город упоминается в письме Артура Харриса, командующего бомбардировками RAF, от 1 ноября 1944. Причина тому – изменения в стратегии авиаударов союзников – отныне они стремились ослабить немецкий восточный фронт. Для этого выбирались транспортные узлы, через которые на фронт перебрасывалось подкрепление.
8 февраля 1945 г. издаётся распоряжение RAF: «В связи с особой значимостью в вопросах транспортировки как эвакуированных с восточного фронта, так и военных сил на восточный фронт» Берлин, Дрезден и Хемниц должны быть должны быть атакованы в первейшую очередь. «После этого нападение на Дрезден», – как пишет британский историк Фред Тейлор, – «оставалось лишь вопросом погоды и выбора удачного времени». 13 февраля 1945 этот вопрос был решён.
По теме:
- Dresden 1945: Tragedy and hope of a European city // www.asisi.de
- Kellerhof S. F.. Dresdens Untergang // Die Welt, 24.01.15.
- Locke S. Der Regisseur des Sehens // FAZ, 24.01.15.