Голицын В.М. (1901–1943), князь, моряк, художник, изобретатель. Был арестован в подмосковном Дмитрове в начале Великой Отечественной войны, обвинен в том, что будто бы дожидался прихода немцев. Погиб в Свияжском лагере. Светлана Фадеева, хранитель музейной коллекции Международного общества «Мемориал», беседует с Татьяной Васильевной Смирновой, автором посвященной В. М. Голицыну выставки, проходившей в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
– Почему выставка так называется: «Голицыны в Глинкове»?
– Глинково – село под Сергиевым Посадом. Там в 1924–1929 годах большое семейство Голицыных снимало на летнее время дачу, точнее две избы. В одной жила семья Михаила Владимировича Голицына, в другой – его старший сын Владимир с женой и детьми. А Владимир Михайлович старший, дед художника, жил в самом Сергиевом Посаде.
Сергей Михайлович Голицын, младший брат художника, ставший впоследствии писателем, замечательно передал жизнь этого села. В книге воспоминаний «Записки уцелевшего» он писал, что село, как и вся крестьянская жизнь в России, тогда процветало. Никогда народ так не работал, как во время НЭПа. Был брошен лозунг «Обогащайтесь!». И трудились на полях от зари до зари. По ночам молодежь с песней гуляла по улицам. Некоторые рубили новые избы, украшали фасады искусной резьбой. По праздникам церковь заполнялась нарядными прихожанами.
Глинково того времени с каменной церковью в честь Корсунской иконы Божией Матери так красиво стояло на высоком берегу речки. Оно было изображено В. М. Голицыным в 1927 г. Акварель была представлена на выставке, в том зале, который был сделан в виде крестьянского двора в летнюю пору.
А потом … Этих-то, у кого новые избы, и взяли первыми. С женами и малыми детьми выслали в Сибирь, все имущество отобрали. Коллективизация. Смолкла гармошка. Церковь закрыли. Иконы вытащили и сожгли, колокольню взорвали. Старика священника с матушкой выселили, все имущество и скотину у них отобрали.
– Расскажите о работах, которые были на выставке.
Там было много акварельных морских пейзажей и рисунков. Ведь В. М. Голицын в 19 лет попал в Заполярье, в экспедицию биолога Л. А. Зенкевича, в качестве художника. А рисованием он увлекался с детства. Потом он плавал на научно-исследовательском корабле «Персей». На выставке был даже сделанный по его эскизу флаг этого судна, синий, с изображением этого созвездия. На Севере, где художник провел три года, он навсегда полюбил море.
В 1920-х годах государство поощряло кустарные промыслы, изделия которых шли на экспорт – нужна была валюта. Кустарный музей в Москве, в Леонтьевском переулке, покупал у художников эскизы для росписи деревянных шкатулок. Голицын включился в эту работу. Сделал несколько десятков эскизов – таких ярких, веселых картинок жизни. В них чувствуется и влияние лубка, но художник вдохнул в рисунки и тогдашнюю современность. Одной из тем стало, конечно, море, Архангельский порт, Онежские верфи. Люди на этих картинках грузят рыбу, катят бочки, строят судно. И плывут корабли под красными и зелеными парусами. Масса точных, острых деталей. Очень декоративно и с добродушным юмором. На Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 г. Голицын получил за эти работы золотую медаль.
– А он где-то учился изобразительному искусству?
Он очень хотел учиться живописи. По приглашению П. П. Кончаловского стал ходить в его мастерскую во ВХУТЕМАСе. Но скоро его отчислили, и все хлопоты оказались безрезультатны. Ответ был таков: «Да пусть он будет хоть сверхталантлив, но он сын князя, и ему не место в семье советских художников».
Тем не менее, он стал известным иллюстратором, очень много работал в журнале «Всемирный следопыт» и других, иллюстрировал книги, и самое интересное, на мой взгляд, это его рисунки к рассказам Владимира Трубецкого.
– Расскажете о них подробнее.
Владимир Сергеевич Трубецкой, родственник Голицыных, был разносторонне талантлив, очень музыкален. Он был главой большой семьи, всегда нуждался в деньгах. И вот однажды на охоте он подстрелил необычную галку – не черную, а светло-песочного цвета. Это редкое явление называется, кажется, хромизмом. Он решил продать ее в Зоологический музей. Приехал специально в Москву. В музее очень заинтересовались, предложили огромную сумму. Да, как на зло, не оказалось на месте нужного начальника. Договорились, что Трубецкой принесет галку на следующий день. Окрыленный удачей, он отправился к Голицыным. Вещички положил на сундуке в прихожей. Пока целовался и обнимался, галку стащила кошка. Выход нашли: Трубецкой напишет рассказ об этом случае, а Голицын проиллюстрирует. Рассказ сначала назывался «Миллиард за галку» – ведь в 1922 году цены были астрономические. Но существовала инструкция – в печати их не упоминать. Так что в журнале рассказ появился под названием «Драгоценная галка». Подписывать его настоящей фамилией князя тоже не стоило. И автор взял псевдоним В. Ветов.
В качестве подписи Голицын нередко использовал оттиск печатки – всадник с мечом в поднятой руке. «Погоня», так называется это изображение в гербе Великого княжества Литовского. Ведь Голицыны (как и Трубецкие) имеют общим предком великого князя литовского Гедимина, жившего в XIV веке. И в гербах их родов, как и многих других дворянских родов – выходцев из Литвы, есть этот знак, или только верхняя его часть – рука с поднятым мечем. Позднее сын художника подтвердил, что у отца была такая печатка, и он ставил иногда ее оттиск вместо подписи.
Но возвратимся к рассказам Трубецкого. За «Драгоценной галкой» последовали другие охотничьи рассказы с двумя главными персонажами: Хвощем и Боченкиным. Хвощ – карикатурный портрет самого автора рассказов – худой и длинный охотник, в брюках-галифе и истрепавшихся обмотках, придающих ногам сходство с мохнатыми стеблями хвоща. Это остаток военной формы: князь – офицер, участник Первой мировой войны. Трубецкой высокий, а Боченкин маленького роста – смешная парочка. Действие всех рассказов происходит в Богородицке Тульской области, где тогда жила семья Трубецких. На некоторых иллюстрациях изображен дворец их родственников графов Бобринских в этом городе.
Подлинники не сохранились. Как же показать эти рисунки? Открыть и положить в витрину один–два старых журнала? Но этого явно недостаточно. К тому же бумага пожелтела, качество печати неважное. На выставке Голицыных в залах Академии Художеств на Пречистенке эту сторону творчества художника не показали, скорее всего, потому что не было оригиналов. Но ведь в этих работах такая бездна выдумки, столько забавных подробностей! И решили сделать ксерокопии рисунков из журналов и поместить на стене зала.
– А как тогда жила семья?
Художник много трудился и зарабатывал неплохо. У него родилось трое детей. Правда, время от времени его арестовывали. Но за него хлопотали родные, хлопотали художники. Помощь приходила от знакомой с семьей Голицыных Е. П. Пешковой, которая возглавляла Политический Красный Крест. Так что пребывание за решеткой каждый раз было непродолжительным. Но вот пришел 1929 год – год Великого перелома. И на воротах дома, где жили Голицыны, появился список лиц, лишенных избирательных прав. Голицыны были включены в список из-за социального происхождения и все они, кроме двух несовершеннолетних сестер Владимира Михайловича, числились в нем нигде не работающими. На самом деле не работал только Владимир Михайлович Голицын (старший). А следом вышел указ о выселении из Москвы всех неработающих лишенцев без предоставления какого бы то ни было жилья: «Выметайтесь, куда хотите».
На что-то еще надеялись, доставали в учреждениях справки о доходах, обращались в суд. Напрасно. Младший брат художника Сергей Михайлович вспоминал, как «явились двое в сопровождении управдома. Увидели, что вся мебель стоит на своих местах, начали кричать и грозить, что будут вещи выкидывать на улицу. Восьмидесятидвухлетний дедушка, в былые годы как городской голова, много добра и пользы принесший Москве, наше изгнание переносил тяжелее всех. В час прихода этих людей он сидел за столом и мирно раскладывал пасьянс. А тут закричал: “Нет, нет, не могу, не могу! – и начал валиться на бок”.
Управдом и я подхватили его и дали воды, А те двое стояли и посмеивались».
Голицыны сняли зимнюю дачу в поселке по Савеловской дороге. Потом перебрались в Дмитров.
Были введены карточки на продукты. Лишенцам карточек не полагалось. Потом сделали исключение для малолетних детей. На 11 человек Голицыны получили 5 продовольственных и хлебных карточек. Лишенцы не имели права работать в государственных учреждениях. В. М. Голицына очень ценили в редакциях журналов, но новый редактор «Всемирного следопыта» приказал его изгнать, узнав, что он лишенец и князь. А через некоторое время журнал и вовсе закрыли. Иногда художнику удавалось подработать по договорам в других журналах, проиллюстрировать книги «морских» писателей Б. С. Житкова, А. С. Новикова-Прибоя.
С. М. Голицын писал о брате, что тот «внешне держался бодро, острил, как и прежде, но я догадывался, что он переживал передряги нашей семьи как бы не болезненнее всех нас, однако скрывал свои чувства. Именно по нему лишенство ударило особенно сильно».
А в 1932 г. пришла другая беда: у него начало болеть колено. Когда-то стукнулся, переходя рельсы. Он не смог ездить из Дмитрова в Москву в поисках заказов. И занялся изобретением игр. Благо, сыновья подросли. Вместе с ними и их приятелями отрабатывались разные варианты. Его сын Илларион вспоминал: «…что было самое интересное из нашего детства, самое заманчивое для наших дмитровских друзей, самое захватывающее и увлекательное – это отцовские игры … Это были настоящие морские сражения, где ты был капитаном корабля, от твоей воли, храбрости и смекалки зависел исход поединка. Жестокие ураганы сменялись полными штилями … Корабли тонули, победители торжествовали победы, а наши детские головы легко усваивали будоражащие мозг названия мысов, островов, проливов и ветров…».
Голицын создал больше 20 детских игр. Но их приходилось утверждать в стольких инстанциях! Так что денег это дало совсем мало. Игра «Пираты» даже заслужила высокий отзыв Максима Горького, но издали ее только в 1996 г.
Жили очень скудно. И с больной ногой художнику приходилось ездить в Москву. Заказы на иллюстрации он получал все реже. А тут началась паспортизация населения. Голицыным паспортов не выдали – предложили в 24 часа выселяться за 101 км. Тогда помог Павел Корин, известный художник, использовавший знакомство с наркомом внутренних дел Г. Ягодой, портрет которого он написал. Так и остались Голицыны в подмосковном Дмитрове.
– А с чем был связан последний арест?
Соседка завидовала, что он, несмотря ни на что, был таким жизнерадостным, что семья была хорошая… Так, по крайней мере, объяснял его брат Сергей Михайлович. Ну и написала донос, когда враг подошел к городу, будто бы он не эвакуировался, потому что ждал немцев. Его арестовали 22 октября 1941 г. А как он мог уехать? С больной ногой, и на иждивении у него было 7 человек.
Приговор ОСО НКВД: 5 лет лагерей за «антисоветскую агитацию».
Он очень беспокоился о судьбе семьи. Ведь жена, трое детей, родители и старая тетка остались без всякой помощи. Только почти через год ему удалось узнать, что семья уцелела и наладить переписку.
Дорогие мои! Наконец вчера получил открытку… Вы, мои близкие, все живы и здоровы и выжили без меня. Живу в исправительно-трудовой колонии. Бывшем старинном монастыре в г. Свияжске. Я очень, видимо, переменился, здесь все зовут меня дедушкой…
Живу сегодняшним днем – ни о чем думать не могу. Мозги засохли. Память ослабела. Туп я стал старчески… Пайки хлеба здесь (как во всех лагерях) часто бывают с довесками, которые прикалывают сосновой палочкой… Нижняя корка иногда бывает горькая. Я ее скребу в кружку и лью немного воды. За ночь получается настой. Утром наливаешь в него кипяток, и получается восхитительный напиток вроде кофе…
– Вы знали, что Голицын в лагере продолжал рисовать?
– Нет, только недавно в Музее Мемориала увидела эти его рисунки. Рисунки, которые он делал для девочки – дочки того врача, который пытался его спасти. Он упоминает его в письме, отправленном 5 сентября 1942 г.
Милая моя женушка!
Получил от тебя 2-е письмо (1-е пропало, где ты обо всех пишешь). Рад, что вы стоите на ногах без меня. Ларю молодец – с натуры больше пиши. Хорошо бы его с Павлом Дмитриевичем свести [Кориным – Т.С.] – он его поучит. Я сейчас лежу в больнице. Что у меня – неизвестно. /Вымараны цензурой несколько строчек/. Но тут есть один врач, который обещает меня починить. Врач очень энергичный. Потом я бос. У меня украли сапоги и галоши. Поскорее пришлите мне ботинки. Зима меня страшит. Я сейчас все мерзну. Хожу в фуфайке и полушубке. Начальник обещает перевести в лучшие условия. Но все-таки холод это ужас. За 5 дней, что я лежу, живот вроде прошел. Ноги были, как бревна – даже смешно смотреть … Сейчас нормальные. Напиши подробно, как осенью немец подходил к вам. Бомбил ли Дмитров? Кто у вас теперь соседи? … Денег рублей 100 присылайте, если можете, в месяц. Можно молока купить 10–15 руб. за л., обед, пайку, овощи… Целую мою душку и всех.
6 февраля 1943 г. он умер в лагерной больнице от страшной болезни, вызванной голодом – пеллагры.
– Скажите, кто предоставил на выставку в Сергиево-Посадском музее работы Голицына?
– Илларион Владимирович, его младший сын, художник член Российской Академии Художеств. В письмах М. В. Голицын все повторял, обращаясь к нему: «Ларюшка, рисуй больше! Попробуй портреты. Для меня мама’ напиши».
И. В. Голицын внял заветам отца. И стал главным ревнителем его памяти. Много сделал до своей трагической гибели в 2007 г. Показал выставку его работ более чем в 50 городах страны, участвовал в выпуске книги «Владимир Голицын. Страницы жизни художника, изобретателя, моряка». Но тогда в книге об аресте и гибели в лагере сказать было нельзя.
В 1980-х годах Илларион Владимирович Голицын вместе со свои родственником Михаилом Андреевичем Трубецким вделал в западную стену Свияжского монастыря две памятных доски – своему отцу и графине Софье Владимировне Олсуфьевой. Она была в том же лагере и находилась рядом с Владимиром Михайловичем в его последние часы. Сообщила родным о его смерти. И сама она скончалась в следующем месяце.