В этом году издательству «Новое Литературное обозрение» исполняется 25 лет. В специальном интервью, приуроченном к юбилею издательства, Дмитрий Споров рассказывает о новой книжной серии НЛО «Что такое Россия».
Кому пришла идея серии «Что такое Россия», и довольны ли вы тем, что получается?
Вопрос «доволен / не доволен» зависит от характера и осведомленности человека, которого вы спрашиваете. Я в данном случае понимаю плюсы и минусы наших изданий и считаю, что для работы лучше быть недовольным. А довольным должен быть читатель. Судя по откликам, серию восприняли хорошо. Но я точно доволен тем, что мы ввязались в это дело. Своевременность такой серии очевидна. А Ирина Дмитриевна Прохорова, как опытный издатель и просветитель, придумала и продумала эту серию.
Я думаю, что в контексте 25-летнего юбилея НЛО эта серия в определенном смысле – новая глава. Журнал «Новое литературное обозрение» издается четверть века, и он действительно сформировал филологическое сообщество, круг авторов, тем и направлений. У НЛО среди гуманитарных издательств только один «минус» – оно единственное так долго и активно существует, и это очень важный фактор. Все остальные в силу понятных нам и разнообразных причин прекращали свое существование. В исторической среде подобного издания не было. Иначе вопрос о популярных книгах, я думаю, был бы решен раньше, потому что любой журнал – даже самый сложный и профессиональный – все равно популяризирует материал и формирует круг читателей, и этот круг потребовал бы популярную литературу по истории.
Дмитрий Споров – редактор серии “Что такое Россия”, президент Фонда “Устная история”, заведующий отделом устной истории Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова, член жюри литературной премии “НОС”.
И конечно, все мы наблюдаем ситуацию, в которой общество крайне заинтересовано в популярном знании. Любая лекция, популярная книга, материал в интернете, сделанный в удобной форме, набирает гигантские просмотры и пользуются ажиотажным спросом. Что это значит? Общество очень хочет найти что-то познавательное, с чем можно хорошо провести время, что дает возможность расширить собственные горизонты понимания. Это замечательно. Мы видим, что общество развивается, задает себе вопросы – важные, нужные, стараясь найти на них ответ. Вот контекст рождения этой серии.
Скажите, менялась ли концепция серии по ходу работы?
Скорее развивалась. Основа была придумана до начала работы. В общественном понимании есть условная история государства, которая сформировалась в XIX веке и которой до сих пор следуют некоторые ученые и широкая читающая публика. В отличие от революционных изменений естественных наук последнего столетия эта концепция не опровергнута полностью, но постоянно дополняется, обновляется, переосмысляется − в этом специфика гуманитарного знания. Без современного прочтения и осмысления концепции прошлого мертвы и устарели, хотя в общей археологии гуманитарного знания имеют огромное значение. Вот мы и хотим актуализировать историю. Наука историческая изменилась, открыто много нового и чрезвычайно важного для всех нас, поэтому нужен другой подход, и вот этот подход был сформулирован Ириной Дмитриевной как модерная история страны. Что это такое? С одной стороны, это ограничение хронологическое – модерное государство, государство нового времени, формировалось с XV века, а с другой стороны, это новый подход, который в первую очередь сконцентрирован на изменениях, истории поиска нового – для нас это принципиально важно. Мы актуализируем самый широкий спектр тем и даем популярный вариант академического знания в конкретной области, сделанный профессионалом самого высокого уровня. Модернистская концепция в данном случае просто удобная рамка.
В серии вышло пока пять книг?
Пока пять. Мы не хотели делать книги в хронологическом порядке, чтобы времена и темы следовали установленным чередом. У нас нет числа книг, которые мы хотим выпустить. В серии может быть сто или двести книг – это будет зависеть от развития серии и возможностей рекрутировать новых авторов и новые темы. В принципе, количество тем бесконечно, количество авторов конечно, но все-таки очень велико.
Скажите, все книги серии «Что такое Россия» пишутся для нее специально?
Да. Конечно, авторы используют свои прежние исследования, наработанный материал, но все равно это тексты новые. И невозможно иначе. Кстати, те две книги, которые вышли сейчас, к Non/Fiction, — Иван Курилла «Заклятые друзья» и Амиран Урушадзе «Кавказская война» с противоположными историями создания, но обе очень подходят по подаче материала и по уровню концептуализации сюжетов для нашей серии. Иван Иванович уже много лет пишет и публикует российско-американские истории, а Амиран Тариелович придумал и написал эту книга специально для нашей серии. Но оба автора справились со сложнейшей задачей нашего формата – выдержали стиль изложения. Не примитивный, но и не тяжеловесный.
Расскажите, пожалуйста, подробнее про авторов двух новых книг – «Заклятые друзья» и «Кавказская война».
Иван Курилла – один из ведущих специалистов по российско-американским отношениям, public history, он профессор Европейского университета, очень публичный и яркий человек. Амиран Урушадзе – совершенно новый автор для широкого круга читателей. Он давно занимается историей Кавказа, у него масса исследовательских работ, но эта первая популярная и обобщающая. На такую сложную и трагическую для всех тему – Кавказская война − написать так хорошо, честно и грамотно – дорогого стоит.
Были для вас какие-то ориентиры в западном книгоиздании, когда вы думали над концепцией серии?
Вы знаете, мы смотрели примеры, например Penguin Books, но понимали свою специфику. Вот, например, два аспекта, которые интересно отметить. Первое: у нас очень значительное разделение популярного письма и академического, по сравнению с американской или островной традицией. Наша научная школа была основана немцами и тяготеет к немецкой монументальности. Поэтому требовалось дистанцироваться от академического письма больше, нежели во многих иностранных изданиях. С другой стороны, нам очень хотелось объединить популярный текст и традицию советской книжной графики, которая не упрощала сюжет, а давала читателю совершенно самостоятельную оптику текста.
Серия «Что такое Россия» рассчитана на широкую публику. Многие из этих историй уместны и в глянцевом журнале, так?
Да, задача именно такая, в каждой книге масса сюжетов, которые могут быть помещены в популярном журнале. Вместе с тем мы старались сохранить уровень письма высоким, мы уважаем своего читателя и хотим, чтобы он старался понять, чтобы ему было интересно, чтобы дополнительные энциклопедические подробности он находил сам. Нам хотелось сделать серию, которую можно бы было советовать на вопрос: «А что почитать по истории России?». Если человек задает этот вопрос, он уже готов вникать и узнавать подробности. Книга должна провоцировать к дополнительному знанию. И мы должны помнить, что словарное знание теперь очень просто посмотреть любому пользователю сети, его не нужно повторять в популярных книгах, это существенное изменение научно-популярного жанра. Еще один очень важный и популярный читательский вопрос: могу я быть уверен, что эти книги не профанация научного знания? Так вот наши книги − популяризация именно современного научного гуманитарного знания. При этом нужно понимать, конечно, что роль автора в гуманитарных исследованиях велика, это не абстрактное знание, гуманитарное знание всегда связано с актором его производящим. Но профессионал всегда следует в рамках, ограниченных научным знанием, что применительно к данному вопросу очень важно. Задача, которую мы решаем, − популяризировать современное академическое знание о прошлом.
Каков тираж ваших книг, он одинаковый у пяти вышедших?
Да, сейчас тираж у каждой из книг серии − 5000, но мы рассчитываем, что это первый тираж и мы будем допечатывать.
А что вы отметили из откликов на вашу серию?
Вроде хвалят. Серьезной ругани я не видел, я бы ее с удовольствием почитал, если она есть. Был разговор на «Гефтере» как раз о нашей серии и о популярной истории в целом. Критика, которая там была сказана, отчасти справедлива, а отчасти показывает, что дискутирующие авторы совершенно вне контекста популярной истории и не нуждаются в ней. Что понятно.
Планируете ли вы книги об «исторических личностях» – Сталине, например?..
Мне было бы интереснее делать проблемные работы. Важно, чтобы это был некоторый уровень обобщения и концептуализации сюжета – тогда да, и тогда это может быть и персональная биография, и история институции, что угодно.
Можете ли назвать темы и авторов будущих книг?
Конечно. Наверное, первой книгой в следующем году будет «Рождение Московского государства» Михаила Крома. Эта книга отличается от прочих − в ней самостоятельная концепция формирования Московского государства. Михаил Кром – один из ведущих медиевистов, профессор компаративистики Европейского университета. Он написал о том, как рождается модерное государство на примере России, тогда Московского государства. Мы знаем о войнах того времени, череде царствований, реформах, но как все это соотносилось с общемировой историей изменений − знаем мало, а это чрезвычайно интересно и важно. По характеру письма Михаил Маркович скуп на слова и чрезвычайно точен в формулировках, тем ценнее его желание рассказать о предмете своих многолетних размышлений до обобщающей академической работы.
К работе над серией вы привлекаете только отечественных авторов?
Совсем нет. И буквально сейчас в работе книга американского исследователя и несколько работ наших соотечественников уже многие десятилетия живущих и пишущих заграницей. Так что все таланты зовем к нам.
Ваша серия – именно бумажная?
Электронная версия книг продается, конечно. Но можно записывать и аудиокниги, я думаю, мы посмотрим на распространение, и лучшие книги будем издавать аудиокнигами.
И вот еще, что интересно: произошли у вас «личные» или «научные» открытия благодаря работе над этой серией?
Конечно. Как и у любого другого читателя, вне зависимости от степени профессионализации. В каждой книге масса подробностей и самостоятельных сюжетов, известных только узкому специалисту, поработавшему с конкретными архивными источниками. Это относится к каждой книге серии, поскольку пишут профессиональные историки, и мы только следуя своему желанию облегчить восприятие текста, снимаем сноски и ссылки, на архивы, в частности. К примеру, если говорить о книге Ивана Куриллы «Заклятые друзья», там гигантское количество сюжетов. Эти сюжеты Иван Иванович многие годы публикует в ЖЖ и фейсбуке, поэтому еще они так легки и доступны, и он как профессионал-американист, видит их, чувствует и пересказывает нам. В этих сюжетах Америка и Россия одинаково отстраиваются от Европы и в этом очень похожи, вообще это сравнение дает очень гуманистическую картину, так необходимую сейчас.