В помощь политпросветработнику: как построить беседу о фильме «Соловки» и «новых формах наказания», рассказывает книга 1929-го года

10 августа 2012

Urokiistorii подробно писали об этом пропагандистском документальном кино, которым в свое время были возмущены зрители: неоправданной роскошью и заботой государства пользовались в нем «враги народа». Вместе с фильмом была выпущена брошюра; в ней приведены  либретто «культурфильмы в 7 частях», памятка для политпросветработника и список тематической литературы. Ниже этот документ эпохи публикуется полностью и без комментариев; как и фильм, он представляет собой яркий артефакт, и сейчас читается на одном дыхании. «До поверки на ночь заключенные свободно располагают своим временем. Желающие сидят дома, отдыхают, читают, пишут письма. Играет оркестр, танцуют, катаются на лодках».

В помощь политпросветработнику

СОЛОВКИБрошюра находится в библиотеке общества «Мемориал».

Автор либретто А. Даль
Редактор изд-ва Д. Чижевский

тираж 10.000

Москва

Теакинопечать, 1929

Как построить беседу

Эта картина имеет исключительный интерес и значение, так как она является первой фильмой, показывающей совершенно новые формы «наказания» преступников, которые применяет советская власть и которым так удивляются иностранцы.

Для беседы необходимо прочесть основные пособия из указанной ниже литературы. Наиболее полно и вполне популярно говорит о советской исправительной системе книга «Пенитенциарное право» – Ширвиндта и Утевского.

Прежде всего советская система раскрывает классовую сущность преступлений и наказаний в противоположность всяким религиозным и идеалистическим объяснениям буржуазного права. Задача советского суда весьма проста и понятна каждому трудящемуся. Это – оборона от социально-опасных действий и людей, их совершающих. Там, где вред причиняется самым основам пролетарского строя и завоеваниям революции, – наказание применяется вплоть до расстрела. В других случаях преступник изолируется от общества. Широко применяется так же условное наказание, общественное порицание и принудительные работы. Все эти меры основаны не на «возмездии», а на целесообразности и на индивидуальном подходе к каждому совершившему социально-опасное или вредное действие. Вся система наказаний строится с целью возможного воздействия и исправления «преступника».

Главную роль играет применение труда, приучение к рабочим навыкам, знакомство с разными полезными для трудовой жизни профессиями. При этом труд «заключенных» в советских условиях производится с соблюдением всех законов о труде – работа производится 8 часов для физического и 6 часов для умственного труда, воспрещаются сверхъурочные, охраняется особо труд женщин, соблюдается праздничный отдых, проводится охрана труда. Все работы построены на хозрасчете, и каждому выплачивается зарплата. Это в корне отличается от прежних «каторжных работ» и от заграничной современной практики. «Заключенные» не знают унизительных правил. Каждый носит свою одежду. Широко проводится самообслуживание и самоуправление. Огромное внимание уделяется культурно-просветительской работе среди заключенных и силами самих заключенных.

Соловки предназначены для особо опасных лиц. В то же время картина ярко показывает, что даже эти контрреволюционеры и бандиты находятся в таких условиях, о которых в царское время не могли и мечтать заключенные в тюрьмах, в каторжных «централах» и местах ссылки – революционеры, так называемые «политические», т.е. лучшие люди своего времени.

Литература

  • Ленин. Государство и революция. Изд. ГИЗ‘а, «Прибоя», «Московского рабочего», стр. 144, ц. 30 коп.
  • Крыленко. Беседы о праве и государстве. Изд. 1924 г., стр 184, ц. 40 к.
  • Иодковский. Что такое преступление и какими мерами борется тс ним пролетарское государство. Юридическ. изд-во. 1926 г., стр.56, ц. 25 к.
  • Ширвиндт и Утевский. Советское пенитенциарное право. Изд. НКЮ, 1927 г., стр. 276, ц. 3 р. 75 к.
  • Бройде. В советской тюрьме. Изд. 1923 г., стр. 191, ц. 25 к.

Содержание картины

Часть первая

В то время, когда идет строительство социализма в СССР, растет народное хозяйство, улучшается жизнь и благосостояние трудящихся – вредители пытаются сорвать эту работу, устраивают контрреволюционные заговоры, портят производство, организуют крушения, пожары, убийства и т.д.

Красная армия и флот прочно защищают наши границы от нападения извне. Внутри страны недремлющим оком в борьбе с врагами пролетариата является ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление).

Картина показывает площадь им. Дзержинского в Москве, где помещается внушающее ужас всем контрреволюционерам и вредителям – ОГПУ. Из центра Москвы картина переносит зрителя на далекий Север. Соловецкие острова на белом море являются местом ссылки для шпионов, спекулянтов, бандитов, растратчиков и контрреволюционеров. Через Ленинград, Петрозаводск и Кемь по железной дороге и далее на пароходе ссыльные доставляются в Соловки.

Часть вторая

Соловецкий монастырь основан в 1428 г. «старцем» Зосимой. С тех пор он был оплотом феодализма и эксплоатировал богомольцев, пользуясь также бесплатным трудом. Монастырь обнесен каменной крепкой стеной (Кремль). Он служил крепостью и тюрьмой. Теперь здесь советская власть по новому перевоспитывает преступников, приучая их к труду. Прибывающие с пароходом ссыльные не похожи на прежних «каторжников». Все одеты в свои костюмы, везут с собой много вещей, узлов, чемоданов. На острове они пользуются большой свободой, часть заключенных несет даже административно-хозяйственные обязанности. Прибывшие проходят карантин, баню, медицинский осмотр, устанавливающий здоровье и трудоспособность каждого, затем поселяются в общежитиях и отдельных комнатах. За жизнь «заключенных» наблюдает аттестационная комиссия из администрации и представителей самих «заключенных».

Комиссия учитывает труд и поведение.

Основной состав ссыльных это «каеры» (контрреволюционеры) и «шпана» (уголовные).

Труд обязателен для всех.

Часть третья

День начинается с утренней поверки. Затем чай и завтрак. После этого «старосты» получают наряды на работу. Работа продолжается до 8 часов с обеденным перерывом. Здесь приобретаются привычка к труду и профессиональные трудовые навыки. Все предприятия находятся на самообслуживании «заключенными». Картина показывает телефон, электростанцию, кожзавод, обувную фабрику, швейные мастерские, механический завод, верфь, строительные работы, узкоколейную железную дорогу. Везде идет нормальная работа. Работают здоровые, веселые рабочие. И только из надписей зритель знает, что это – «социально-опасные преступники».

Путем труда они превращаются в «социально-полезных» граждан.

Гудок. Перерыв на обед.

Часть четвертая

Обед можно иметь по желанию или в столовой, или дома. Столующие дома получают паек на руки. На каждого ведется «текущий счет», согласно его заработков и доходов. Вместо денег на руки выдаются денежные квитанции, по которым можно все покупать. Разрешается также получать от родных и деньги.

После обеда – снова работа. Бежит паровозик. Работает кирпичный завод, гончары (среди рабочих есть бывшие монахи монастыря, они тоже работают). Особенно сильное впечатление производит жизнерадостная картинка покоса, так непохожая на обычное представление о жизни «заключенных». В сельхозах, огородах, садах и оранжереях также работают свои специалисты, выводят клубнику, цветную капусту и прочие редкости для Севера. Наконец, гордостью «заключенных» является племенная конюшня, породистые холмогорские коровы и тучные свиньи.

Часть пятая

На пяти Соловецких островах находятся 492 озера. Многие соединены каналами. Местный «инженер», бывший монах, с трудом согласился сняться перед кино-аппаратом. Он недоволен съемкой и грозит «греховодникам» пальцем.

По озерам и каналам идет сплав леса.

Работает лесопилка и деревообделочный завод. Изготавливают мебель, лыжи и т.д. Лес экспортируется за границу.

На глиссере съемщики едут в питомник пушных зверей. Здесь вы видим маленьких лисиц, стоимостью в 1.500 р. каждая, соболей и голубых песцов.

В 6 часов вечера конец работам. До поверки на ночь заключенные свободно располагают своим временем. Желающие сидят дома, отдыхают, читают, пишут письма. Находятся любители церкви – им никто не мешает идти к попам молиться. Огромное большинство заполняет места отдыха и гулянья. Играет оркестр, танцуют, катаются на лодках. Летом под открытым небом клуб, эстрада. Все развлекаются.

Часть шестая

Широко поставлена культурно-просветительская работа. «Свои» режиссеры и актеры ставят пьесы, устраивают концерты. Организованы также курсы. Идет полная ликвидация неграмотности. Издается «своя» газета – «Новые Соловки».

Летом допускается приезд родственников. Вот они выходят с парохода, опасливо оглядываются. О Соловках «страшное» представление. На самом деле находят культурную трудовую здоровую жизнь. Недаром сюда приезжает много экскурсий. Экскурсантам показывают советских «ссыльных» и подземелья с каменными мешками, куда цари и святейший синод заточали врагов церкви и отечества. Так же, как и Шлиссельбургская крепость в Ленинграде, эта тюрьма превращена в музей. Жестокость уживалась здесь со «святой жизнью» монахов.

Часть седьмая

Соловецкий лагерь является в настоящее время культурным фактором. Он играет определенную роль во всей жизни северной окраины Союза. СЛОН (краткое название соловецкого лагеря особого назначения) имеет свои предприятия и вне Соловков. В Кеми СЛОН построил прекрасный универмаг. Им же строится новое шоссе в 250 километров. На Мурмане – центре рыбных промыслов – СЛОН имеет свои становища. Странно видеть «заключенных», уезжающих на шхунах в открытое море на ловлю трески. Все в рыбацких костюмах – работают с увлечением. Соловецкие сельди, треска отправляются в Москву и Ленинград.

Когда наступает зима – в соловки приезжает правительственная комиссия и производит освобождение заключенных, многих досрочно, в случаях исправления и хороших отзывов о работе.

На последнем пароходе освобожденные, провожаемые оркестром музыки уезжают из Соловков, чтобы вернуться в трудовую семью Советского Союза в качестве полезных, привыкших к труду членов общества.

По теме:

Мы советуем
10 августа 2012